Страница: 4/100
Еще одна непривычная сторона текста – в нём минимум информационного шума. Всё это опять же только для того, чтобы материал был компактным и легко усваивался. Например, практически нет инициалов, почти совсем не используются имена философов, а только их фамилии, опущены даты рождения и смерти, и вообще разные всевозможные даты; мало ссылок на латинские, греческие и любые другие языковые источники происхождения терминов, не приводятся названия работ, география, биография и т.д., и всё остальное прочее, что не относится непосредственно к главной цели – уяснить смысл той или иной философской концепции. Если это и пробел, то это очень легко восполнимый пробел. Но не для данного случая – живой работе мысли ничего не должно мешать.
И последнее – в некоторых местах текста некоторые отдельные слова или фразы выделены полужирным шрифтом.Обычно полужирным в учебном материале выделяется то, что следует запомнить наизусть, или то, что является каким-либо главным смысловым разделом текста. В шпаргалках этот прием используется совершенно для другого. Чтение слов полужирного шрифта предназначено для так называемого «второго чтения», то есть для чтения, когда материал не изучается, а вспоминается. Многим знакомо это лихорадочное состояние, когда экзамен уже идет и скоро заходить, а слов в конспектах слишком много для того, чтобы их сейчас все читать и отыскивать слабые места в подготовке. Для этого в шпаргалках полужирным шрифтом выделены ровно те слова, которые следует читать для проверки своих знаний в условиях ограниченного времени. Всё, что выделено полужирным, составляет смысловой скелет ответа. Чтобы понять, как это будет в тексте, перечитайте данный абзац вторым чтением, останавливая зрение только на полужирном шрифте.
Этот эффект вспоминания целого по какой-то его знаковой части, знаком каждому человеку и является удивительным свойством нашего мозга. Например, наши бабушки завязывали узелки на платках – глянула на узелок перед возвращением домой, и сразу же вспомнила, что забыла сходить на почту.
Или пусть любой вспомнит более сложный случай, когда, прервавшись надолго в чтении какой-либо книги, он брал её недели через две, едва и смутно вспоминая даже не сюжет, а только фабулу, открывал страницу с закладкой, и читал, например:
«И я поняла это, когда увидела тебя, – сказала она, – Это ты, Ник. Господь указал перстом на твое сердце. Но перст у Него не один, и там есть еще и другие избранные, и они идут сюда, и, слава Богу, и на них Он указал Своими перстами»
и т.д.
И с первых же слов вдруг всё полузабытое содержание книги мгновенно высвечивается в памяти и разворачивается перед нашим мысленным взором во всех подробностях. Таково назначение и полужирного выделения в шпаргалках.
Трудности
Если по мере чтения прямо сейчас у читателя возникли трудности, то это плохой признак, как для того, кто пишет, так и для того, кто читает.
Но при изучении философии трудности неизбежны, и связаны они даже не со сложностью предмета, а с неким несовпадением значения бытовых и философских понятий, или же с серьезным несовпадением мыслительных привычек «обычного человека» с методами философского осмысления проблем.
Тексты шпаргалок составлены таким образом, чтобы этих трудностей не возникало. Но, иногда этого бывает недостаточно, и поэтому по некоторым вопросам даны некие вольные пояснения автора по тем ошибкам, которые наиболее часто встречаются в практике подготовки к экзаменам.
Кроме того, «Трудности» – это единственный раздел текста, где автор позволяет себе высказать личное мнение. Это делается не по необходимости, а по темпераменту, и это разрешено правилами данного учебно-ознакомительного пособия. Во-первых, потому, что это не учебный раздел текста, и мнение автора не влияет на качество подготовки или на результат экзамена. А, во-вторых, потому что автору до сих пор всегда легко удавалось взять разрешение на подобные выходки у того, кто составляет правила для этого текста.
Раздел «Трудности» применяется далеко не всегда, но всегда следует за разделом «Основные термины».
Основные термины
ДИЗАЙН – внешний стиль оформления и подачи материала.
И Т.Д. (в обычном тексте) – способ закончить фразу, если больше ничего умного в голову уже не приходит.
И Т.Д. (в шпаргалках) – способ показать, что назначение или оригинальное содержание примеров перечисления исчерпаны.
КАЗУИСТИКА – метод мышления, который исходит в общих рассуждениях из специфики отдельного случая.
И немного о словаре терминов. Словарь в шпаргалках – это не словарь вообще, это словарь для данных шпаргалок. То есть он также разработан автором и служит для лучшего понимания и усвоения материала. Поэтому он тоже не легитимен и должен использоваться только применительно к данным шпаргалкам. Этим определяется и то, как поставлены термины для поиска, и то, как термины проясняются.
На этом – всё. Удачи.
Содержание
1. Предмет философии и специфика философского мышления 10
2. Общая характеристика античной философии 15
3. Античная классика 31
4. Общая характеристика средневековой философии . 38
5. Характеристика философии эпохи возрождения 45
6. Характеристика философии нового времени 50
7. Философия французского просвещения XVIII века . 63
8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы . 68
9. Философия Фихте и Шеллинга . 74
10. Абсолютный идеализм Гегеля . 81
11. Антропологический принцип философии Фейербаха . 85
12. Философия марксизма 87
13. Характеристика философии позитивизма 91
14. Философия экзистенциализма . 99
15. Аналитическая философия ХХ столетия 104
16. Русская философия XIX века . 112
17. Философия русской радикальной демократии 50-60гг 117
18. Русская религиозная философия . 121
19. «Русская идея» в отечественной философии . 125
20. Космизм в русской философии . 129
21. Марксистская философия в России . 135
22. Бытие, материя, природа 139
23. Движение. Движение как способ существования материи 144
24. Пространство и время . 148
25. Проблемы сознания в философии . 151
26. Сущность познавательного процесса . 156
27. Проблемы истинного знания в философии . 159
28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания . 165
29. Категории качества, количества, меры и скачка . 171
30. Тождество, различие, противоположности и противоречия 174
31. Категории отрицания и отрицания отрицания 178
32. Общая характеристика философских категорий . 184
33. Понятие общества . 190
34. Трудовая деятельность 195
35. Материальное производство и его структура 198
36. Производительные силы и производственные отношения 202
37. Социальная структура общества и этнические общности 205
38. Понятие социального института . 209
39. Политическая система общества . 214
40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии 217
Реферат опубликован: 14/06/2011