Страница: 60/100
Благодаря усилиям Плеханова марксизм возобладал в социал-демократическом движении России, и в начале XX века в нем заметную роль стали играть радикальные элементы, объединившиеся вокруг Владимира Ленина.
РАДИКАЛЫ-ЛЕНИНЦЫ главные усилия направили на создание социал-демократической «партии нового типа», состоящей из профессиональных революционеров, которые возглавят и организуют борьбу рабочих масс.
Это радикальное крыло социал-демократов, «большевики», в качестве главной цели своей политической программы приняли идею установления в России «диктатуры пролетариата», которая, взяв на себя власть в переходный после пролетарской революции период, насильственно уничтожила бы буржуазное государство и буржуазное общество. Диктатура пролетариата – это власть, не ограниченная никакими законами, которая опирается только на силу победившего пролетариата. Руководит диктатурой пролетариата партия, которая начнет складывать новую систему государственной власти для построения социалистического государства и социалистического общества.
Диктатура пролетариата это власть «революционного народа», а революционным народом не может быть крестьянство, привязанное собственностью к земле. Не может быть революционным народом и вообще никакой другой слой общества, обладающий тем или иным своим имуществом. Революционным народом может быть только пролетариат, рабочий класс, у которого нет никакой собственности и которому нечего терять, кроме собственных цепей.
В исторической перспективе, после победы мировой пролетарской революции и создания всемирного социалистического государства, диктатура пролетариата станет общемировой системой власти. Дальнейшей окончательной целью этого процесса радикальные социал-демократы, большевики, ставили по мере перерастания социализма в коммунизм задачу отмены государства, как средства насилия над людьми. При коммунизме исчезнет надобность в насилии и в подчинении одних людей другим, а государство станет ненужным.
Теория Маркса в дальнейшем господствовала в России как теория «марксизма-ленинизма», состоящая из трех частей:
философии (диалектический материализм и исторический материализм),
политэкономии
и научного коммунизма.
Новое в российском марксизме (марксизм-ленинизм):
1. Выдвижение тезиса о переходе капитализма в свою последнюю стадию – в империализм, как в высшую ступень развития монополистического капитализма, предваряющую социалистическую революцию.
2. Разработка закона о неравномерном развитии капиталистических стран в эпоху империализма и выдвижение идеи о возможности победы социализма в одной или нескольких из них (а не во всех капиталистических странах сразу по Марксу).
3. Теория перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.
4. Учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней, и о коммунистической партии, как авангарде пролетариата.
Основные термины
БУРЖУАЗИЯ – класс крупных собственников.
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА – власть рабочего класса после социалистической революции, осуществляющая насильственное уничтожение буржуазного государства и общества.
ЗАПАДНИЧЕСТВО – идейная программа, объявляющая необходимость повторения Россией западноевропейского пути.
ИМПЕРИАЛИЗМ (в марксизме) – высшая и последняя стадия капитализма, характеризующаяся монополизацией промышленности и финансового капитала.
КАПИТАЛ – ресурсы, способные приносить доход.
КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал.
КОММУНИЗМ (в марксизме) – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.
КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА – экономическая ситуация, когда набранный темп и достигнутая мощность производственного сектора значительно опережают пропускные способности потребительского рынка.
ЛЕГАЛЬНОЕ – не воспрещенное законом.
ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ – российскоемарксистское течение, рассматривающее капитализм в качестве высшей ступени развития общества и отрицающее историческую необходимость его смены социализмом.
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ – расширение гражданских, политических и экономических свобод.
МАРКСИЗМ – материалистическая система философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса.
НАРОДНИЧЕСТВО – политическое движение в России второй половины XIX века, преследующее цели вовлечения крестьян в революционную борьбу.
НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ – марксизм-ленинизм в целом.
ПОЛИТЭКОНОМИЯ – наука, занимающаяся изучением производственно-хозяйственной деятельности общества и отношений, возникающих в процессе этого.
ПРОЛЕТАРИАТ – наемный рабочий в капиталистическом обществе, продающий свой труд.
РАДИКАЛЫ – сторонники крайних мер и коренных преобразований.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – идейная программа, объявляющая самобытность и неповторимость исторического пути России на основе Православия, самодержавия, народных традиций и крестьянской общины.
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ – политическое течение, для которого идеалом общественного устройства является социализм.
СОЦИАЛИЗМ – учение о политическом устройстве общества, в хозяйственном правопорядке которого отсутствует частная собственность на средства производства и на продукты труда.
ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ – общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.
ЭКОНОМИЗМ – течение в российской социал-демократии, отрицающее наличие самостоятельных политических целей у рабочего класса и признающее за ним права только на экономические интересы.
22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие.
Бытие (существующее, сущее) – это действительность, как таковая, это всё то, что реально существует.
Изучением Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическая категория, выражает в философии ту сферу реальности, которая не относится к процессам сознания и психики человека (сфера гносеологии).
Таким образом, Бытие – это онтологическая категория, выражающая собой всё, что объективно существует в мире вне сознания человека и вообще никак не зависит ни от сознания, ни от воли, ни от эмоций человека.
Вследствие этого, главная задача философии состоит в том, чтобы различать Истинное Бытие, существующее объективно, от ложного бытия, кажущегося бытия, созданного механизмами сознания и психики человека.
Впервые разработал понятие Бытия и сделал попытку определить, что же такое Истинное Бытие, древнегреческий философ Парменид, который выделил несколько основополагающих качеств, которыми должно обладать Истинное Бытие:
Реферат опубликован: 14/06/2011