Страница: 99/100
Таким образом, можно говорить о непосредственном взаимодействии эстетического сознания и этического сознания, в процессе которого нравственное сознание участвует в формировании эстетических идеалов, а эстетические идеалы формируют нравственное сознание общества.
Основные термины
ИСКУССТВО – художественное творчество в целом, во всех своих формах.
МОРАЛЬ – совокупность выработанных обществом идеальных норм и правил поведения людей.
МОРАЛЬ АВТОНОМНАЯ – этическая система, опирающаяся на стихийно сформировавшееся общественное мнение.
МОРАЛЬ ГЕТЕРОНОМНАЯ – этическая система, опирающаяся на религиозную или другого рода законодательную санкцию.
НОРМА МОРАЛИ – обязательная с точки зрения нравственности модель поведения человека.
НОРМА ЮРИДИЧЕСКАЯ – разработанная и узаконенная системой права модель правового поведения.
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т.д.
НРАВСТВЕННОСТЬ – совокупность сложившихся норм конкретного, практического применения морали в частной и социальной практике.
ЭМОЦИЯ – кратковременное психическое переживание.
ЭСТЕТИКА – система знаний о формах и о законах художественного восприятия мира.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ – неодолимое стремление человека к эстетическим переживаниям эмоционального, рационального и деятельного характера.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС – умение понимать и оценивать эстетические явления в жизни и в искусстве.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ – эстетический образец и цель стремлений, формирующий эстетическое мировоззрение и выступающий критерием оценки эстетических явлений.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – сложные и глубокие эстетические переживания, тесно связанные с интеллектом.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – отражение окружающего мира в эмоционально переживаемых образах, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.
ЭТИКА – наука о морали.
44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.
Основным содержанием научного сознания является природа, человек и общество в целом в их материально распознаваемых характеристиках бытия и в закономерностях развития.
Содержание научного сознания вбирает в себя:
1. Научные факты, то есть твердо установленные и достоверно подтвержденные принятыми в науке способами сведения о мире.
2. Закономерности, распространяющиеся на процессы бытия научных фактов, а также понятия, описывающие эти закономерности и процессы.
3. Теории (в крайнем случае – гипотезы), представляющие собой системное объединение различных закономерностей в единое логически выверенное описание тех или иных фрагментов реальности.
4. Научные картины мира, описывающие всю реальность в целом.
5. Методы теоретического и эмпирического исследования и познания действительности.
Научное сознание, как и сама наука, включает:
– естественно-технический раздел, содержащий законы физической природы, методы её наблюдения, способы её исследования, а также технологии её преобразования или использования для потребностей человека;
– общественный раздел, содержащий сведения о различных общественных явлениях, социальных законах развития, а также о человеке, как о социальном явлении.
С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного сознания, накапливающей всё более мощный социальный потенциал. Открытия науки и изобретения в области техники оказали огромное влияние на развитие человечества.
В настоящее время роль науки в развитии производства постоянно возрастает. Современная наука, благодаря своим открытиям, значительно облегчила жизнь людей, привела к повышению производительности труда, к увеличению количества и качества товаров. В современных условиях наука становится непосредственной производительной силой.
Уровень науки может служить одним из основных критериев экономического и культурного развития общества и государства. В соответствии с этим важное значение в современном обществе играет и научное сознание, призванное управлять развитием науки, а также искать методы внедрения научных методов в управление социальными процессами.
В этой связи основные ФУНКЦИИ НАУЧНОГО СОЗНАНИЯ выглядят следующим образом:
1. Познавательная функция, призванная производить новые научные знания.
2. Мировоззренческая функция, призванная систематизировать научные знания в те или иные научные картины мира.
3. Технико-технологическая функция, призванная внедрять научные достижения в производственные, экономические, социальные и другие процессы общества.
4. Культурная функция, призванная накапливать, сохранять и развивать сумму знаний, достигнутых человечеством.
Научное сознание формируется целенаправленно, в соответствии с государственными программами и является сферой особой заботы и внимания любого общества.
Определенная сумма научных знаний является обязательной для каждого члена общества, что выражается в наличии такого социального института, как общеобразовательная школа.
В отличие от научного сознания РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ не формируется государственными институтами, а является делом личного выбора членов общества, если, конечно, государство не является религиозным по конституции
Религиозное сознание наиболее цельно выражается в религии, то есть в системе убеждений, верований и культов, относящихся к той или иной форме признания существования чего-то Высшего человеку и материальной природе. С древности, люди через обряды и другие действия религиозного характера пытались вступить в связь со сверхъестественными силами, служить им, сотрудничать с ними или, в некоторой степени, управлять ими, поэтомурелигиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания.
С помощью религии с самого начала закреплялись нормы поведения человека и обеспечивалась социальная стабильность общества. Реальные земные потребности, связанные с материальными и природными обстоятельствами жизни, которые поначалу пытались обеспечить языческие (многобожные) религии, затем в монотеистических (единобожных) религиях стали постепенно замещаться духовными проблемами и поисками ответа на то, что такое человек, смертен он или бессмертен, какова природа добра и зла, совести, справедливости, любви, истории, мира и т.д.
В итоге сформировалось развитое религиозное сознание человека, тесно переплетенное с идеями нравственности и справедливости. Именно понятие о необходимости справедливости и нравственности является общим сходством, которое объединяет три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Несмотря на полное вероисповедальное различие этих религий, данное сходство объясняется единством самого человечества и наличием общих для всех людей духовных ценностей.
Реферат опубликован: 14/06/2011