Страница: 81/100
Диалектика
Единичное и общее внутренне неразрывно взаимосвязаны, ведь каждый объект или явление обладает и теми, и другими качествами одновременно:
– нечто общее можно всегда понимать как единичное, если рассматривать его в отдельности собственной совокупности его явления,
– а нечто единичное само является общим для множества единичных свойств, из которых оно само собрано;
– любое единичное всегда определяется в своих характеристиках связями и отношениями того общего, в состав которого оно входит;
– любое общее характеризуется особенностями тех единичных элементов, из которых само же и состоит.
3. Причина – следствие. Причина – это сложившаяся необходимость для появления того или иного факта или явления действительности. Следствие – это результат действия причины.
Метафизика
Метафизика исходит из принципа причинности:любое явление имеет свою причину и определяется ею. То есть при сложившихся на данный момент условиях определенная причина порождает определенное следствие.
Но после это следствие само становится причиной для другого следствия и определяет его собою, и т.д. бесконечно.
Таким образом, возникает безостановочная цепь причинно-следственных взаимодействий мира, где его нынешнее состояние является следствием, которое определено Полной причиной – совокупностью всех обстоятельств, которые вызвали настоящее состояние действительности (следствие), и которые (обстоятельства), в свою очередь, определены Производящей причиной – первой, внеприродной причиной возникновения действительности.
Итак, всё начинается с первой Производящей причины.
После действия первой Производящей причины в бытии начинают действовать различные виды причин – материальные причины, формальные причины, целесообразные причины, первые причины, вторые причины, конечные причины и т.д. Всё многообразие процессов мира имеет свои причины и, естественно, соответствующие этим причинам, следствия. Причем причины во времени всегда предваряют следствия. В итоге причина и следствие являются хронологически сменяющими друг друга моментами единого непрерывного процесса развития действительности, где причина своей природой определяет следствие.
Диалектика
Причина и следствие находятся в постоянном взаимодействии не только как предшествующие друг другу по времени явления, но и как взаимно влияющие друг на друга факторы развития. Хотя причина во времени и предшествует следствию, однако всегда существует некая длительность их сосуществования вместе. Во время этого совместного сосуществования не только причина определяет следствие, но и следствие обладает возможностью активно воздействовать на причину. Таким образом, на развитие действительности оказывает влияние не только причина, но и то, какова природа порождаемого ею следствия.
Следовательно, в результате причинно-следственных взаимодействий возникает некая обратная связь в виде, наоборот, следственно-причинных взаимодействий, что приводит к самоорганизации развития действительности, поскольку возникает эффект самоформирующихся условий развития, когда следствие изменяет причину, то есть вносит в процесс развития внутренне возникающие факторы.
4. Случайность – необходимость. Случайность – это характеристика реализуемости какого-либо процесса, который с некоторой вероятностью может произойти, а может и не произойти. Необходимость – это непременность какого-либо процесса, который обязательно, так или иначе, произойдет.
Метафизика
Метафизика по-разному понимает роль случайности или суть необходимости, но в большинстве своем она разделяет их между собой, и понимает как категории, выражающие не только противоположные понятия, но и взаимоисключающие друг друга. Метафизика может отрицать случайность, переходя в фатализм, или отвергать необходимость для процессов общественной жизни, признавая их не подчиненными никаким закономерностям, но во всех случаях метафизика всегда понимает природу случайного и необходимого как противоположно разную, или считает ложным одно из этих понятий.
Диалектика
Диалектика понимает любой процесс действительности как результат сложившихся противоречий, а по закону единства и борьбы противоположностей, при возникновении в любом процессе противоречий, появляется внутренняя необходимость их разрешения, которая подчиняет данный процесс именно этой цели.
Таким образом, для диалектики необходимость является сутью развития действительности, которая содержится в исходных противоречиях любого процесса.
Когда же данная необходимость начинает вести процесс по пути разрешения противоречий, то внешнюю форму этого разрешения может определять случайность.
То есть в диалектике необходимость является внутренней сутью процессов развития, а случайность является внешним фактором видообразования обстоятельств развития, несущественных для генерального пути, который окончательно определен необходимостью.
5. Сущность и явление. Сущность – это внутреннее смысловое содержание объекта. Явление – это внешние, чувственно воспринимаемые свойства объекта.
Метафизика
Сущность сокрыта в вещи, она:
– или неотделима от вещи и не обнаруживается познанием при чувственном восприятии этой вещи ни в каком своём внешнем проявлении;
– или, наоборот, находится вне вещей вообще, остается вообще сокрытой от чувственного восприятия и, соответственно, также не может быть познанной.
Таким образом, наше познание имеет дело не с сущностью, а с явлениями, которые есть:
– или проявления особенностей аппарата нашего чувственного восприятия (если сущность в вещах);
– или же проявления деятельности некоей внеприродной сущности вещей (Идея, Форма, Число, Бог, Абсолют, Разум и т.д.).
Диалектика
Через явление мы можем проникнуть в сущность и познать сущность, поскольку явление есть не что иное, как некое явление сущности. Таким образом, любая сущность всегда проявляется во внешних явлениях и может быть познана.
6. Возможность – действительность. Возможность – это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях. Действительность – это то, что есть в наличие.
Метафизика
Возможное может стать действительностью тогда, когда оно соответствует целесообразности процессов действительности. Если данная предустановленная целесообразность действительности принимает в себя некую возможность и образует с нею логическое родство, то возможное переходит в действительное при наличии некоей внешней необходимости в виде возникновения конкретных к этому причин.
Диалектика
Поскольку возможное еще не действительность, то возможное есть не более чем абстракция. Таким образом, возможность есть всего лишь абстрактный момент развития действительности, лишь выражение некоторой тенденции развития, которая ничего собою не определяет и полностью подчиняется внутренним закономерностям действительности.
Реферат опубликован: 14/06/2011