Страница: 10/19
По типикону Григориатского монастыря, полагается всего четыре прошения (отсутствуют прошения "Помилуй нас, Боже" и о епископе), зато каждое из них сопровождается сорокакратным пением "Господи, помилуй". Практика литийных прошений по типикону Пантелеимоновского монастыря аналогична Григориатской. Но сорокакратное "Господи, помилуй" после каждого прошения этот устав полагает только в зимнее время. В летний же период, из-за краткости ночи, после первого прошения певчие трижды поют "Господи, помилуй"; затем диакон продолжает произносить оставшиеся прошения, а певчие непрерывно поют "Господи, помилуй".
В Симонопетрском монастыре после первого прошения хор поет "Господи, помилуй" сорок раз, после второго прошения - три раза; так же и после третьего прошения (о епископе и игумене с братией); затем подряд следуют несколько прошений о живых и усопших, после которых хор единожды поет "Господи, помилуй"; сорок раз и трижды - после чтения диптихов, начиная с поименного поминовения ктиторов. Последние прошения ("о еже сохранитися святей обители сей" и т. д.) произносятся аналогично указаниям Пантелеимоновского типикона.
Интересную обрядовую особенность чина литии в Костамонитском монастыре представляют закрытие красных дверей после того, как литийная процессия войдет из храма в притвор, и открытие этих же дверей вновь, когда начнется поминовение живых и умерших. Возможно, этот обычай направлен на то, чтобы все стоящие в это время в храме могли слышать чтение диптихов и принять участие в общих молитвах о живых и умерших.
На Афоне сохраняется древний порядок окончания литии, когда священник и диакон во время пения стихир на стиховне уходят в алтарь, а Святые врата закрываются. "По исполнении молитвы певцы поют стиховные с их стихами. Иерей с диаконом входят в храм в преднесении подсвечников, затем подсвечники поставляются по сторонам хлебов, иерей же с диаконом трижды совершают поклон и кланяются к хорам, и входят во святилище" (Филофеевский типикон).
Описание литии будет неполным без упоминания еще одной существующей на Святой Горе традиции. С учетом продолжительности праздничного бдения (агрипния на панагир вместе с литургией продолжается обычно 15-17 часов), после паремий делается небольшой перерыв до Шестопсалмия. В то время как служба идет своим чередом, архиерей, а за ним и большинство певчих, монахов и паломников, в сопровождении настоятеля направляются в синодик - зал для торжественных приемов, где гостям предлагают традиционное восточное угощение: чашку кофе со стаканом холодной воды, рюмку ракии (афонской водки), сладости и фрукты. Принимая во внимание это обстоятельство, типиконы разрешают вкушение пищи до Шестопсалмия.
Отпустительный тропарь "Богородице Дево" поют оба хора, причем после каждой из восьми строф певчие исполняют терирем (особый певческий прием, где мелодия имеет определяющее значение. - Прим. ред.) на один из гласов Октоиха, начиная с первого. Этот тип песнопения (как и знакомые по старообрядческому богослужению аненайки) в византийском пении носит название "кратима" (от греческого "кратасо" - держу, задерживаю). Происхождение кратим связано, по-видимому, с богослужебным чином церкви Святой Софии Константинопольской, где они имели практическое назначение - они "задерживали" (отсюда и название) богослужение, когда это было необходимо (например, до прихода императора, который выполнял определенные обязанности за богослужением), позволяя избегать долгих пауз, столь отрицательно воспринимаемых православным литургическим сознанием. Кратимы и сейчас не вполне утратили свои утилитарные функции: помимо придания праздничной службе большей торжественности, они помогают типикарю или екклисиарху регулировать продолжительность богослужения. На Афоне строго соблюдается древнее указание Иерусалимского устава: "Должно есть екклисиарх имети опасство в псалмопении и в чтении, да солнцу восходящу бывает отпуст". Попутно заметим, что по той же причине неотъемлемую принадлежность афонских храмов составляют часы с боем. Пение "Богородице Дево" с териремом может продолжаться от 40 минут до полутора часов.
Чин благословения хлебов, артокласия (- хлебопреломление) на Афоне также имеет свои особенности. По типикону Костамонитского монастыря, во время пения отпустительного тропаря "исходит иерей Святыми вратами и кадит хлебы кругом, не делая им поклона, ибо этот хлеб простой и неблагословенный; затем, окадив игумена и святого обители (икону. - Прим. авт.) и отдав кадило екклисиарху, отходит к аналою с хлебами, взяв же один в руки, говорит велегласно молитву. Когда же скажет "Сам благослови и хлебы сия", делает хлебом, который держит в руке, знак креста над прочими хлебами и, когда скажет "Яко Ты оси благословляяй и освящаяй", полагает хлеб на место и своей рукой благословляет все хлебы, пшеницу, вино и елей; затем, поклонившись трижды и сотворив поклоны к хорам, входит во святой алтарь. Диаваст возглашает: "Буди имя Господне благословенно . Слава, и ныне" и "Благословлю Господа ." до "яко несть лишения боящимся Его". Первый хор поет нараспев "Богатии обнищаша", и по исполнении сего иерей, став внутрь Святых врат и смотря к западу, возглашает: "Благословение Господне на вас, Того благодатию ." и прочее, сказав прежде "Господу помолимся".
Реферат опубликован: 15/11/2007