Страница: 12/19
В начале чтения кафизм предстоятель отлагает мантию и идет в один из параклисов, которые обычно устроены по бокам притвора и не сообщаются с остальными частями храма. Там предстоятель, стоя в игуменской стасидии в епитрахили, вслух читает правило ко Святому Причащению для священнослужителей, монахов и паломников, готовящихся к Причастию.
Полиелейные псалмы (134-й и 135-й) поются полностью. Перед началом пения 134-го псалма канонарх громко возглашает: "Раби Господни". Затем поются сами псалмы на два лика с припевом "аллилуиа" к каждому стиху. Во время пения полиелейных псалмов екклисиархи совершают каждение храма и притвора, о чем еще будет сказано ниже.
Избранные стихи из Давидовых псалмов (так называемый избранный псалом, греч.- эклоги) поются полностью на два лика. Полиелей в привычном для нас виде - с каждением всего храма предстоятелем, выходом духовенства на середину храма и пением величания перед иконой праздника - на Афоне совершается только в Пантелеимоновском монастыре. Греки, хотя им это и в диковинку, о русском полиелее отзываются весьма одобрительно. Даже на престольный праздник (панагир) Пантелеимоновского монастыря, когда приглашается опытный греческий типикарь, полиелей совершается по русскому обычаю, хотя во всем остальном (например, елеопомазании) греки настаивают на неукоснительном соблюдении афонских порядков.
О пении "Непорочных" типикон Пантелеимоновского монастыря говорит: "стихословим непорочны на три статии, и по совершении "Непорочных" воскресные тропари на 5-й глас "Ангельский собор" и прочее, говоря перед каждым из них стих "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим", на Троичен же "Слава" и на Богородичен "И ныне", затем "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" на этот глас".
Полиелей на Афоне, безусловно, является самой торжественной частью утрени, а возможно, и всей агрипнии. На полиелее кандилапты зажигают лампады и свечи на паникадилах и хоросе и с помощью специальных шестов с крюками начинают их раскачивать. При вращении начищенные до блеска металлические фигурки от множества горящих свеч переливаются разноцветным блеском. Торжественность обстановки усугубляется звоном в клепало и каждением, которое совершается двумя екклисиархами в мантиях при помощи кацеи - особой ручной кадильницы. По форме кацея напоминает обычную кадильницу, но вместо цепочек к нижней ее чашечке приделывается рукоятка, покрытая тонким резным металлическим листом, расширяющимся по мере удаления от чашечки и с закруглением на конце, к которому на небольших цепочках прикреплены три бубенца, звенящие при каждении от удара их об локоть кадящего. Кацею держат не за упомянутую ручку, а за другую, которая находится под листом и соединена с основной ручкой. Верхняя чашечка кацеи обычно делается в виде церковки. Для каждения екклисиархи прикладывают к правому плечу один конец большой пелены или воздуха, а другой конец держат в правой руке вместе с ручкой кацеи. Каждение с помощью кацеи совершается, по словам В. Григоровича-Барского, "на литургии на Трисвятом, на повечернице, на каноне, на параклисе Богородичном и на молебнах святых, на полиелее и на малой вечерни пред бдением", а также при исхождении на трапезу и в конце чина о панагии.
Инок Парфений, описывая праздничное бдение в Пантелеимоновском монастыре, замечает, что "полиелей пели все три псалма по стихам почти два часа. На полиелее зажгли на паникадилах и на хоросе все свечи, и паникадила все раскачивали. И было великое в храме торжество".
Прокимен праздника со стихом произносит канонарх на середине храма, после чего творит поясной поклон на правый и левый клиросы, а прокимен перед Евангелием со стихом поется на два лика следующим образом: чтец возглашает- "Всякое дыхание", левый лик - прокимен, правый - стих, левый - "Да хвалит дыхание", правый лик заканчивает: "Всякое Господа".
Воскресное Евангелие читается служащим иеромонахом на правой стороне престола, а в остальных случаях - в Царских вратах, лицом к народу.
Воскресную песнь после Евангелия читает предстоятель на кафедре. Затем следует чин целования, как он описан в Иерусалимском уставе: "Иерей, взяв в руки святое Евангелие и выйдя Святыми вратами, идет и становится посредине храма (на омфалионе. - Прим. авт.), в преднесении ему лампады, и идет игумен и целует святое Евангелие, делая один поклон перед целованием и один после него, также и братия по двое из того и другого хора, а также и из притвора, делая подобное ему".
Перед началом пения канона канонарх оглашает начало первого ирмоса и припев. Тропари канона поются двумя хорами попеременно с канонархом на глас ирмосов. В это же время диаконы совершают каждение, как и на "Господи, воззвах". На третьей песни, перед чтением кандилапты гасят свечи на паникадилах и хоросе. После шестой песни также бывает чтение. На восьмой песни свечи вновь зажигают. Каждение перед "Честнейшей" совершается диаконами, как в начале канона. Вместо Богородичной иконы в иконостасе диаконы во время пения "Честнейшей" кадят икону Божией Матери в проскинитарии. Возглас диакона перед "Честнейшей" несколько изменен по сравнению с русской практикой: "Богородицу и Матерь Света в песнех почитающе, возвеличим". Светилен поется протопсалтом посреди храма.
Реферат опубликован: 15/11/2007