Страница: 9/19
Особой торжественностью отличается вход с кадилом. По типикону Филофеевского монастыря: "Когда же начнут петь "Слава", кандилапт выходит на середину храма и, поклонившись трижды к востоку, делает поклоны к обоим хорам, и по сему знаку отходят иереи и иеродиаконы во святой алтарь и облачаются для участия во входе". В современной практике екклисиарх (а не кандилапт) обходит храм и притвор и приглашает священников, начиная с гостей и старшей братии, к участию во входе. После этого иереи, начиная с игумена, подходят к архиерею и, взяв благословение, уходят в алтарь. В середине пения Догматика иеродиаконы и священники исходят из алтаря и становятся полукругом в центре храма на омфалионе или по бокам кафедры, в зависимости от размеров храма и числа служащих. В центре становятся два кандилапта с подсвечниками и два иеродиакона с так называемыми "малыми" рипидами (без древка). Когда предстоятель с кафедры благословит вход, архидиакон возглашает:"Премудрость, прости". Священники начинают петь "Свете тихий". Со слов "Иисусе Христе" диаконы кадят иереев, а когда начнут петь "поем Отца, Сына и Святаго Духа", иереи делают поклон епископу, берут его благословение и по двое входят в алтарь. Диаконы, стоя по бокам от Царских врат, кадят входящих иереев. Затем в алтарь входят и иеродиаконы. Вот как описывает вечерний вход на праздничном бдении в Пантелеимоновском монастыре инок Пар-фений: "Когда пели стихиры, тогда экклисиарх ходил по всей церкви и приглашал всех иеромонахов и иеродиаконов в алтарь. Тогда иеродиаконы по два выходили и становились среди церкви, творя два поклона в пояс и третий земной, подходили к Владыке с земным поклоном и брали от него благословение. Поклонившись, уходили в алтарь; за ними иеромонахи так же творили и уходили облачаться. Когда же начали петь "И ныне" и Богородичен, тогда вышли из алтаря наперед два екклисиарха в мантиях, несли по подсвечнику, за ними два диакона с кадилами; за ними же два диакона, один с кириями (дикирием и трикирием), а другой со свечею; за ними два диакона с рипидами; за ними один диакон нес великий запрестольный крест; прочие диаконы шли по двое со свечами; за ними шли по двое священники с опущенными вниз руками; за ними уже и игумен. Всех же вышло около ста человек и сделали великое полукружие; а когда дааконы покадили иконы и Владыку и один из них возгласил "Премудрость, прости", тогда "Свете тихий" пели одни только священники и диаконы. Когда начали петь слова "пришедще на запад солнца", тогда игумен на правый и левый клиросы сотворил по малому поклону и вошел в алтарь; священники по двое такожде сотворили; диаконы в Царских вратах кадили каждого и допевали стих уже в алтаре".
Современная практика несколько отличается от уставной: по окончании пения "Свете тихий" второй диакон, стоя к западу, возглашает: "Вечерний прокимен" (глас прокимна не оглашается). Священнослужители поют прокимен и стих прокимна и уже после этого входят в алтарь.
Во время входа и пения "Свете тихий" екклисиархи зажигают свечи на хоросе и паникадилах и начинают их раскачивать.
"Сподоби, Господи" и паремии читает предстоятель с кафедры. Лития на Афоне также имеет свои особенности. Афонские типиконы, в отличие от палестинских и других списков Иерусалимского устава, предписывают иерею и диакону выходить на литию не северной дверью, а Святыми вратами. Все типиконы указывают, что лития должна совершаться во внутреннем притворе: "По возгласе (просительной ектеньи. - Прим. авт,) исходит иерей с кадилом Святыми вратами, в преднесении канонархом подсвечника, исходит с игуменом и певцами в нарфик храма, в котором поем обычные тропари" (Костамонитский типикон).
В одних монастырях лития совершается с пением стихиры святого обители, к которой присоединяются Богородичные стихиры гласа или догматические Павла Аморейского. На праздничном бдении стихиры Богородицы заменяются стихирами праздника; после них следует Догматик. В Лавре преподобного Афанасия Афонского Догматик поется перед чудотворной иконой Божией Матери "Икономисса", которая находится слева от главных (красных) дверей из притвора в храм. Для этого хоры сходятся и образуют полукружие перед иконой, а диаконы все время, пока поется Догматик, кадят икону.
В других монастырях поется только стихира святого обители и самогласен праздника. Богородичен после "Слава, и ныне" не поется (типикон Григориатского монастыря). Типикон Пантелеимоновского монастыря указывает также каждение иереем или диаконом певчих, поющих литийные стихиры. Все стихиры поются с канонархом.
В части прошений литийной ектений, их количества и последовательности афонские типиконы допускают большое разнообразие. На Святой Горе сохраняется палестинская практика поименного поминовения на литии живых и умерших. Наибольшим количеством прошений отличается Филофеевский типикон, по которому кроме чтения диптихов полагается шесть прошений. Другая особенность этого типикона: возглас "Услыши ны, Боже" и молитву "Владыко Многомилостиве" читает сам предстоятель.
Реферат опубликован: 15/11/2007