Страница: 14/19
Еще одна афонская особенность чина водоосвящения - вынос для поклонения почти всех имеющихся в обители святых мощей. Ковчеги с мощами расставляют по краям водосвятной чаши и все прикладываются к святым мощам перед тем, как подойти под окропление.
Проскомидия совершается во время чтения в притворе 3-го и 6-го часов, каждый из которых имеет свой отпуст. По окончании проскомидии иерей в алтаре звонит в колокольчик, при этом монахи выходят из стасидий, снимают камилавки и, склонив головы, поминают живых и умерших. Иерей в это время вынимает частицы из просфоры. При архиерейском служении отпуст проскомидии делает епископ после так называемой архиерейской проскомидии перед Великим выходом.
По отпусте часов хор поет "Достойно есть" и тропарь праздника трижды. В это время архиерей сходит с кафедры и выступает на середину храма. Из алтаря по двое выходят диаконы с дикирием и трикирием и священники с частями архиерейского облачения и становятся полукругом перед архиереем. Два диакона облачают епископа, а один из диаконов с дикирием произносит положенные на чин облачения архиерея молитвы. По облачении архиерей благословляет народ свечами, а хор поет долгое "Ис полла".
Затем архиерей принимает жезл и возвращается на кафедру. Два диакона со свечами, став по обе стороны Царских врат, поочередно возглашают: "Священницы изыдите; изыдите священницы". Иереи по-двое выходят Царскими вратами и становятся против них полукругом, лицом к востоку. Игумен берет благословение у епископа и возвращается в алтарь. До Трисвятого литургия совершается обычным порядком.
Профессор А. А. Дмитриевский отмечает, что в Лавре преподобного Афанасия однажды в год на малом входе выносится Евангелие - вклад императрицы Елизаветы Петровны. Вес книги в массивном позолоченном окладе составляет несколько пудов, и ее с трудом удерживают два диакона.
Как уже говорилось, на панагир приглашаются члены Священного Кинота (собрания) - духовного управления Святой Горы, которое состоит из 20 антипросопов, представителей каждого из афонских монастырей. В их честь перед Трисвятым, кроме положенных тропарей и кондаков, хор исполняет тропари праздников или святых, имени которых посвящены монастыри, соблюдая при этом указанный афонским диптихом порядок. Исключение делается только для Протепистата, или Прота, председателя Священного Кинота: тропарь его монастыря исполняется первым. На "И ныне" кондак "Взбранной Воеводе" поется по стихам священнослужителями в алтаре и обоими хорами.
Возглас архиерея перед Трисвятым несколько отличается от указанного в Иератиконе и Евхологии: "Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу и трисвятую песнь воссылаем ." Два диакона поочередно возглашают слова: "Господи, спаси благочестивыя", повторяемые хорами. Затем первый диакон возглашает: "И услыши ны", а второй: "И во веки веков".
Трисвятое исполняется следующим образом. Сначала его полностью поют оба хора, затем "Славу" - первый хор, "И ныне" - второй хор, "Святый Бессмертный" - первый хор. Священнослужители в алтаре поют "Святый Боже". Архиерей выходит в центр храма (на омфалион) с дикирием и трикирием и возглашает: "С небесе призри, Господи, и виждь .", а первый хор заканчивает пение Трисвятого. Затем диакон, стоя лицом к западу, произносит возглас "Динамис" (то есть "Вышним гласом"). Хоры повторяют этот возглас и вновь поют Трисвягтое по частям особым медленным распевом, припевая к каждой части терирем.
Такое необычайно торжественное исполнение Трисвятого, сопровождаемое раскачиванием хороса и паникадил и каждением храма двумя екклисиархами в мантиях и с кацеями, продолжается более получаса.
Сразу после Трисвятого диакон возглашает торжественное многолетие служащему епископу: "Имярек, Высокопреосвященнейшему и богопоставленному митрополиту святейшей митрополии (полное наименование епархии), нашему же отцу и иерарху многая лета". Многолетие поочередно повторяют священнослужители в алтаре и оба хора. В отсутствие епископа многолетствуют Константинопольского Патриарха, но с более скромной формулой многолетия: "Имярек, Святейшему Вселенскому Патриарху многая лета".
Апостол читает диакон или диаваст в мантии на середине храма. Чтец возглашает: "Прокимен Апостола", а затем произносит сам прокимен и стих прокимна. Хор прокимен не поет. Достойно замечания, что в современной афонской практике опускается аллилуиарий. Его заменяет троекратное пение хором "Аллилуиа", что вполне соответствует современному Иератикону, но противоречит древнейшим типиконам и Евхологиям, где указывается, что чтец должен произносить: "Псалом Давидов", и затем следует аллилуиарий со стихом.
Евангелие читает предстоятель в Царских вратах лицом к народу. В начале пения Херувимской песни екклисиархи зажигают свечи на хоросе и паникадилах и приводят их в движение. Херувимскую поют на правом клиросе лучшие псалты из обоих хоров, с териремом и до слов "Яко да Царя всех подымем", которые диаваст произносит нараспев.
Реферат опубликован: 15/11/2007