Страница: 6/19
За три часа до захода солнца бывает малая вечерня, которую во многих монастырях предваряет перенесение чудотворного образа Божией Матери. Это связано с тем, что в некоторых обителях чудотворные иконы Божией Матери находятся не в центральной части собора, а на горнем месте в алтаре (Протат, Ватопед) или в одном из параклисов (Лавра, Ивер, Дионисиат и т. д.), устроенном в честь иконы. Этот чин, в котором участвует все духовенство в облачениях, очень торжествен и сопровождается каждением иконы и пением тропарей иконы, праздника и "Достойно есть". В соборе икону ставят в особый киот слева от Царских врат. Снизу к киоту подвешивают расшитую пелену; сбоку - по две старинные епитрахили; над иконой раскрывают зонт из драгоценной материи, а перед ней постилают ковер и ставят подсвечники. Вот как торжественное убранство соборного храма описывает А.А. Дмитриевский: "Вся богатейшая церковная утварь, вычищенная и вымытая, находится на своих местах. Вынута из скевофилакии (сосудохранительницы) и вся наличная ризница, ввиду многочисленного собора священнослужителей . Архиерейские облачения и священные сосуды не только блещут драгоценными украшениями, но и отличаются своею древностию и теми историческими традициями, которые с ними в обители связываются. Ко всем иконам наместным и стоящим особняком, подвешены драгоценные пелены, убранные каменьями и расшитые шелками и золотом. Дорогие епитрахили висят по бокам наместных икон почти по всему иконостасу (относительно данного обычая А.А. Дмитриевский замечает, что он возник из предписания типикона священнику во время вседневных служб не входить без нужды в алтарь, а произносить ектеньи перед Царскими вратами, надевая на себя епитрахиль, висящую сбоку этих врат на специальном крючке. - Прим. авт.). Заготовлены драгоценнейшие ковры, которые опытные екклисиархи быстро развертывают и убирают на торжественных соборных выходах".
Сразу за малой вечерней следует трапеза. По общему афонскому обычаю, на трапезе перед всенощным бдением всегда подают жареных осминогов, а после всенощной - жареную рыбу, "труда ради бденного".
О времени начала всенощного бдения разные типиконы дают различные указания (кстати, этому вопросу была посвящена специальная записка, поданная царю Алексею Михайловичу жившим тогда в Москве архимандритом Афонского Иверского монастыря Дионисием). Одни указывают время "по заходе солнца, если ночь короткая; если же нет, то в первый или второй час ночи". Другие определяют время начала агрипнии до 2-го или 3-го часа ночи. Наконец, третьи указывают: "Около часа ночи вне зависимости от времени года". Это разнообразие объясняется наличием или отсутствием в монастыре "доброгласных певцов и чтецов". В настоящее время только несколько из 20 святогорских монастырей (Ватопед, Симонопетр, Дохиар) имеют слаженные хоры, и поэтому те, которые их не имеют, для придания праздничному бдению большей торжественности приглашают певчих из других монастырей.
Отдельно следует сказать о певчих-келлиотах. На Афоне славу наиболее искусных певцов имеют братства Иосафеев, Карцонеев и Даниилеев. Последние ежегодно поют на панагире в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре.
При совершении благовеста на Афоне, как в древних монастырях, до сих пор употребляются била и клепала, которые делятся на "тяжкое", "великое" и "железное", несмотря на то, что повсеместно имеются и колокола, которые звонят после того, как смолкнут била. Сохраняется также древний обычай сопровождения благовеста в "великое" и "тяжкое" пением "Непорочных" или 50-го псалма, при этом одни монастыри держатся общего большинству списков Иерусалимского устава порядка деления "Непорочных" на 12 частей, соответственно 12 ударам в било, допуская замену "Непорочных" двенадцатикратным чтением 50-го псалма. Другие делят благовест на три звона, соответственно трем статиям "Непорочных". Продолжительность того и другого благовеста зависит от времени года: в зимнее время он удлиняется, а в летнее сокращается. Например, типикон Пантелеимоновского монастыря допускает сокращение благовеста "от 14 сентября до Недели Ваий". Особый порядок совершения благовеста в Лавре преподобного Афанасия Афонского описывает В. Григорович-Барский: "Первое бо гласят в ней звоны, также толчет в великое висимое било сицевым образом: толкнувши пят или шест раз скоро, также чтет дванадесят "Верую", по всяком "Верую" ударяющи в било раз, дондеже совершатся 12, и паки 5 или 6 скоро, якоже первое; таже вторую статию биет медленно, с 12 "Верую", и паки пят, шест скоро, таже и третую статию, с 12 "Верую". Последи же 2 статии обичных, скорых и долгих, о них же предпомянухом, по древяном же билу в клепало железное статию едину".
Реферат опубликован: 15/11/2007