Страница: 5/19
Как уже говорилось, в святогорских обителях панагир бывает всего несколько раз в году: на главный храмовый праздник, дни памяти особо чтимых святых и некоторых чтимых икон Божией Матери. Об исключительности панагиров говорит и тот факт, что в Лавре преподобного Афанасия - старейшем монастыре на Святой Горе - панагир совершается только раз в году, в день памяти преподобного Афанасия Афонского (5 июля); а на главный храмовый праздник Благовещения совершается обычное бдение, как и на другие двунадесятые праздники. У В. Григоровича-Барского мы находим объяснение этого странного обычая: "Изначала же тамоё главный праздник совершашеся на Благовещение Пресвятия Богородицы, Ея же есть и великий храм, многымы лети по успении святаго. Обаче, якоже от предания тамошние иноки повествуют, явися Пресвятая Богородица во сне древле некоему добродетелному игумену и рече ему еще: "Отселе не творите праздника перваго и главнаго в год Мене ради, ибо Мене блажат вей роды и празднуют доволно вей християне, но торжествуйте праздник велик в память друга Моего Афанасия иже доволно Мне послужи и потрудися в обители сей". И от того времени праздник главный пременися и монастир нача именоватися не Благовещения, но Лавра святаго Афанасия, якоже и в хризовулах древний царие свидетелствуют". Всего же на Святой Горе в году бывает около 45 панагиров, иногда одновременно в нескольких обителях.
Панагир начинается с чина архиерейской встречи. В последнее время присутствие архиерея стало неотъемлемой частью панагира. Греческие монастыри обычно приглашают одного из епископов Константинопольской Патриархии или Элладской Церкви, а в Руссике праздничное богослужение возглавляет епископ Русской Церкви, который ежегодно приезжает с группой паломников к престольному празднику святого великомученика и целителя Пантелеймона.
На встречу архиерея вся братия во главе с игуменом собирается у главных врат (порты) обители. Игумен и священники - в облачении. Два экклисиарха держат переносные подсвечники - мануалы и Евангелие. По прибытии епископа начинают звонить колокола. На архиерея возлагают панагию, надевают мантию и дают в руки жезл - равдос. Архиерей целует Евангелие, благословляет братию и следует в собор. Два диакона все это время непрерывно кадят перед архиереем. Хор поет: "Достойно есть" и "Ис полла эти, деспота". Войдя в собор, епископ прикладывается к иконам, благословляет певчих и народ и встает на кафедру. Следует краткая лития, во время которой поются тропари: Кресту, храма, святому, имя которого носит епископ. На "И ныне" - кондак "Взбранной Воеводе". В некоторых монастырях, например в Лавре, поется и Великое славословие. Дальнейшее повторяет порядок вечерней литии, но в более сокращенном виде. После возгласа архиерея "Услыши ны, Боже" и исполнения хором полного многолетия архиерею настоятель приветствует епископа. Затем следует ответное слово архиерея. Кроме того, в конце литии епископ благословляет подходящую к нему братию, начиная с игумена. Хор исполняет полное многолетие. Затем епископ снимает мантию и следует в свои покои.
Похожим образом, но без Евангелия и каждения, совершается и встреча игумена. Здесь необходимо сказать о святогорском обычае приглашать на панагир, кроме архиерея, игумена одного из афонских монастырей. Существует даже особый порядок приглашения. Некоторые обители имеют тесные исторические связи. Поэтому Ватопед на главный праздник традиционно приглашает игумена монастыря Хилендар, Лавра - Ивера, Руссик - Зографа, и наоборот. Такой обычай имеет несколько оснований: во-первых, это позволяет святогорцам еще раз почувствовать себя большой семьей, которая живет и спасается в избранном уделе Божией Матери, невзирая на национальные и другие различия; во-вторых, приглашенный игумен приходит с лучшими диаконами и певчими своей обители, которые украшают праздничное богослужение, а также берет с собой часть братии, чтобы помочь насельникам празднующего монастыря в приеме и размещении паломников, приготовлении трапезы и т. п. Последнее обстоятельство немаловажно, так как, например, на главный афонский панагир - преподобного Афанасия Афонского - в Лавру собираются до 600 паломников, при численности братии Лавры около 40 человек. По тем же причинам за несколько дней до своего панагира монастырь прекращает прием паломников.
Игумен обители встречает гостя в мантии, с крестом (право на ношение которого на Афоне имеет только настоятель монастыря) и игуменским жезлом, патерицей. По прибытии гостя настоятель снимает мантию и крест, возлагает их на него и передает ему патерицу. С этого момента гость становится как бы полноправным настоятелем данного монастыря: он возглавляет богослужение (если нет епископа), председит за трапезой, его имя возносится за богослужением. При этом порядок прошений таков: сначала "О священноигумене святыя обители сия (имярек) иеромонахе и всей во Христе братии нашей"; затем прошение с упоминанием имени настоятеля: "о (имярек) иеромонахе с братией, синодия (букв. - спутниками. - Авт.) его".
Реферат опубликован: 15/11/2007