Страница: 15/19
Великий вход имеет ряд особенностей. В конце так называемой архиерейской проскомидии епископ звонит в колокольчик. По этому знаку братия выходит из стасидий и, сняв камилавки и преклонив главу, поминает живых и умерших, пребывая в таком положении до окончания входа. Перед выходом со Святыми Дарами епископ кланяется в Царских вратах народу и испрашивает у него прощения, а затем благословляет руками. Также и священники в Царских вратах, крестообразно сложив на груди руки, кланяются народу и испрашивают прощение. Выйдя из алтаря, процессия духовенства следует не вдоль иконостаса, а проходит через центр храма и выстраивается полукругом на омфалионе. В руках у иеромонахов - ковчеги со святыми мощами, кресты с частицами Святого Животворящего Древа и т. п. Единой формы поминовения на Великом входе не существует, и епископ, по своему усмотрению, может читать краткий или пространный диптих.
По возгласе диакона "Возлюбим друг друга ." хор поет слова молитвы, которую в это время иерей тайно читает в алтаре: "Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя; Господь утверждение мое и прибежище мое и избавитель мой". Возможно, такой обычай является отдаленным напоминанием о практике гласного чтения тайных молитв, существовавшей в Древней Церкви.
Символ веры, как и молитва Господня "Отче наш", не поется, а читается. На Афоне неизменно соблюдается обычай предоставления этого почетного права одному из гостей, а поскольку почти все делегаты от других монастырей облечены священным саном и участвуют в совершении литургии, Символ веры читает обычно один из представителей греческой администрации на Афоне: губернатор, вице-губернатор или начальник полиции.
Одна из начальных фраз Евхаристического канона у греков, в том числе и на Афоне, читается несколько иначе, чем в славянской литургии, а именно: "Елей мира, жертву хваления". Архиепископ Василий (Кривошеий) считает, что разночтение явилось результатом путаницы в греческих рукописях, возникшей из-за схожего произношения двух слов: элеон (елей) и элеос (милость). Оригинальной, по его мнению, является первая форма, тогда как вторая - ошибка или сознательное нововведение переписчика, пожелавшего здесь "углубить", "спиритуализировать" библейский текст. Еще до того, как "углубленный" вариант перешел в славянскую литургию, он получил широкое распространение в Византии. Николай Кавасила (XIV в.) в своем "Толковании литургии", хотя и не цитирует это место, но из его парафраза следует, что он читает именно "милость", а не "елей": "Ибо мы предлагаем милость Тому, Кто сказал: милости хочу, а не жертвы . Но предлагаем мы и жертву хваления". Однако греки остались привержены библейскому тексту, и этот "углубленный" вариант не прижился в греческой литургии.
Другая особенность, не известная в Русской Церкви: современный Иератикон указывает, что "перед произнесением возгласа "Благодарим Господа" иерей, сложив крестовидно руки на груди, преклоняется перед образом Владыки Христа". Хор на этот возглас отвечает: "Достойно и праведно".
Дальнейшая часть Евхаристического канона, вплоть до момента раздробления Святого Агнца, совершается аналогично с практикой Русской Церкви с учетом особенностей, о которых уже упоминалось. На "В первых помяни, Господи" архиерей поминает Константинопольского Патриарха, а имя самого служащего архиерея не поминается, как не бывает и так называемой "великой похвалы", или "выклички".
Перед возгласом "Святая святым" канонарх нараспев произносит: "В помощь всех благочестивых и православных христиан". Во время пения киноника, или причастного стиха, который исполняется особым долгим распевом, екклисиархи выносят из алтаря два блюда с нарезанными частями антидора и благословенного хлеба и поставляют их на аналогии на правом и левом клиросе, а затем гасят свечи на хоросе и паникадилах.
Одновременно с этим происходит поклонение иконам. Братия по чину, а за ней и паломники выходят из своих стасидий и, положив земной поклон перед кафедрой архиерея, полагают три поясных поклона перед иконой в проскинитарии и один поясной поклон после лобызания иконы; затем отходят на другую сторону храма и, сняв камилавку, полагают три земных поклона перед лобызанием чтимой иконы Божией Матери. После этого выходят на омфалион и уже в камилавке полагают три поясных поклона в сторону алтаря и по одному земному обоим клиросам и народу, после чего возвращаются на обычное свое место. На Афоне это называется делать схиму, то есть поклоном на четыре стороны изображать крест. Хор после киноника исполняет обычно стихиру святого с териремом.
Когда отверзается завеса Царских врат и выходит диакон и иерей с Чашей, братия выходит из стасидий и, сняв камилавки, склоняет головы. Диакон громко возглашает: "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите". Молитвы перед причащением не читаются, но канонарх произносит нараспев: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем; помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем; помяни мя, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем". Во время причащения хор медленно поет молитву "Вечери Твоея тайныя ." Стих "Тело Христово приимите ." исполняется только в период пения Цветной Триода.
Реферат опубликован: 15/11/2007