Страница: 10/21
где муфти Мухаммад Абдо в 1899 году издал фатву, разъяснявшую, что бан ковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и,
следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва спо собствовала приведению существовавшей системы в соответствие с интереса ми национальной буржуазии.
В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему му сульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представи тели которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традициона листами, и со сторонниками светских концепций общественного развития.
Одновременно начинает складываться и международное исламское движение,
основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана
первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конг ресс.
Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века.
Широко развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития освобо дившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции
так называемого "третьего пути", отличного как от капиталистического,
так и от социалистического.
Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские пар тии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской
республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская
исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.
Концепции "исламского государства" подразумевают воплощение в совре менных условиях традиционной исламской модели политической организации
общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная
власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти),
осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регули рования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом
эти концепции представляют собой модернизацию политической и социаль но-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики разви тия конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, нося щие название "исламизации", осуществляются как "сверху" - путем законо дательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение
ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение
"исламского правления"), так и "снизу" - в результате давления религиоз но-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом
направлении проявляют "Братья-мусульмане". Под "исламизацией" подразуме вается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в
ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), кото рый нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочис ленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на
средства нефтедобывающих государств Аравии.
В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных
делах стали играть международные мусульманские организации, действующие
как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее
значительная из них - Организация исламской конференции( ОИК ), создан ная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также
Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в
ней главами государств и правительств.
В ряде стран распространены религиозно-политические организации (в
том числе и находящиеся вне закона, например "Братья-мусульмане", Партия
Реферат опубликован: 15/05/2009