Страница: 8/21
только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к на чалу ХХ века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом
подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Сау довской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господс твующей религией.
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедно ты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мо хаммед Али, принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между
людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедо вал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих му сульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить
людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и
близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народ ных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись
суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хо тя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба - Мир за Хусейн Али, принявший прозвище "Бехаулла", существенным образом изме нил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право
всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой
борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может
быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и пра вовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника но вое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям
народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Беха изм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама,
нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она
энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная
жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые
отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком
религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело
место полное сращивание государственной и церковной власти: глава госу дарства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство
составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных
лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религи озном законе - шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали
их мусульманские богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше
светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети, это, собственно, учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток ша риата. Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в вопро сах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной
школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права.
Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял
шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя. Даваемые
шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики
или политики, права считались непререкаемым законом.
Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто ре лигиозным. Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях. Высшие школы медресе - представляли собой своего рода духовные академии. В них сту денты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопро сы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати,
Реферат опубликован: 15/05/2009