Страница: 7/21
мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедли вость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой,
написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали неко торые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре
(коней IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в хали фате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "не сотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальней шем развитии мусульманского богословия.
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре
школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основа телей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма,
буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отста лого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов,
получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распростра нившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали бо лее свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды
между приверженцами этих четырех богословских школ нет.
В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское те чение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось
в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении
сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии
не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного
богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили
до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - прояв ление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморф ного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали осо бое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистичес кое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманс ких фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.
Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих
монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были
признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали
монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, оби рающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою
очередь обирают своих послушников - мюридов.
С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие
первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом
(слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали назы вать учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан
и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на
Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских.
В новейшее время усложнение социально-экономических и политических
условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в
XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Аб дель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и
роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к
патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения
предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с евро пейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись
Реферат опубликован: 15/05/2009