Страница: 5/21
имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам,
свойственные исламу в большой степени. Однако впоследствии и мусульманс кие богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада.
Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженца ми разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последовате лям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: "О
вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к
вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах - с богобо язненными!" (9: 124). К людям же, "имеющим писание", то есть иудеям и
христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь
на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла иде ология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, "которым
ниспослано писание", - с иудеями и христианами, - если они не веруют в
Аллаха и не подчиняются религии истины (9: 29). На практике в исламе
всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они
рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или
покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз,
вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против
всех иноверцев.
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым,
воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и
т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христи анства, нет.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отра зились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное су щество, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране
признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя
жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права
женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил по ложение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриар хально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные
различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установ ленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как
будто смягчать имущественные противоречия, однако частная собственность
защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, рос товщичество же осуждается: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2:
276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интереса ми торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от
ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама,
мы без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христиан ское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественно му укладу - к разлагавшемуся родо-племенному быту арабов. Идеология ара бов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для ко чевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполни мы.
Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его
возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в
борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к
сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам до вольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала
Реферат опубликован: 15/05/2009