Страница: 4/21
что до него бог посылал людям и других пророков это библейские Адам,
Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что су
ществуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие
в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся
во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые
воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога,
будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец,
что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку
заранее назначил его судьбу.
Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими мо ральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на лю дей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и
христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной
жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучени ям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется
милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его могу щество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предпи сание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности чело века воле Аллаха.
В миросозерцании Мухаммеда и в основанной им религии отсутствует иде ал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Бо гом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующе го не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной предан ности Богу. Вера Мухаммеда ставит первое условие истинной духовной жизни
на место самой этой жизни. Ислам требует от людей только общего подчине ния себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних преде лов, которые установлены божественными заповедями. Религия остается
только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существова ния, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.
Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обря довые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная мо литва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед мо литвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост
(ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломни чество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин
должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.
Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не
так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затрудни тельных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть за менена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для
путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее
число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, сос тоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода
солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и
предаваться любым удовольствиям.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне
за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусуль манское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добы вании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение
восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретными") надле жит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их
Реферат опубликован: 15/05/2009