Страница: 9/21
арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках,
хотя она для них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной экономи ческой силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это
имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число - вакуф).
Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний),
из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Сред ней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и
они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось
многочисленное духовенство.
Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими ре лигиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусуль манские верования очень часто переплетаются с древними, домусульмански ми. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен
культ местных святых.
Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с христи анством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам почти
всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где
сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде хрис тианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия). На Кавказе боль шинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,
позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы,
часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были
некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде
христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусуль манского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского
полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской
Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате
процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной побе ды одной религии над другой.
Религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа види мо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным мас сам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодаль ный быт.
Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важ ным переломным моментом в эволюции Ислама.
Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система,
сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система му сульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции шари атских судов; к середине XIX века на территории Османской империи были
окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов
(процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этим осущест вляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафист кого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в ряде стран
вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматри ваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в общественной жизни
(хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммеда Али
в Египте и политикой танзимата в Османской империи.
Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских
богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого
ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма
болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по пово ду допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах бан ковской системы. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте,
Реферат опубликован: 15/05/2009