Религиозное возрождение и особенности современного развития

Страница: 10/14

Катехизация населения возможна только при высоком уровне образования

священнослужителей. С этим пока на Украине дело обстоит плохо. В 1988-1998 гг. количество общин всех конфессий на Украине выросло более чем в три раза — с 6179 до 19780. В священники приходилось рукополагать людей слабо подготовленных (при этом, правда, 90,4% имеют как минимум диплом о среднем светском образовании). Только за пять лет, с января 1993 по январь 1998 г., количество священников всех конфессий выросло на 82% и достигло 17798 человек.

При этом религиозные учебные заведения не успевали обучать священников-новобранцев. В результате, по данным председателя Госкомитета по делам религий Украины В.Бондаренко, с 1990 г. доля священников УПЦ МП, имеющих среднее и высшее духовное образование, снизилась к 1998 г. с 71,1 до 50,8%. То есть половина священников крупнейшей украинской Церкви, имеющей самую разветвленную систему духовного образования, не окончили даже заочного отделения семинарии. Уровень подготовки священников даже в семинариях УПЦ МП продолжает оставаться крайне низким. Учебные заведения большинства других конфессий находятся в еще худшем состоянии. Казалось бы, остроту ситуации могло бы смягчить обучение священников за рубежом. Однако за период 1989-1993 гг. практически все конфессии, отправлявшие семинаристов на стажировку за рубеж, быстро поняли, что большинство таких учащихся либо пытаются разными путями закрепиться на Западе, либо, в случае возвращения, оказываются совершенно неприспособленными к местным условиям.

Несмотря на все возрастающее число священнослужителей, оно все еще заметно меньше необходимого. На один православный приход сейчас приходится всего 0,8 священника (для сравнения: у протестантов на одну общину — 1,3 пастора).

Глава 6.

НАУКА И РЕЛИГИЯ.

Наука играла в прошлом и сейчас играет большую роль в нашей жизни. Но если попытаться оценить место науки в духовной культуре, мы увидим, что

она нам дает неполные, ограниченные знания и не может быть положена в основу духовной жизни человека и общества. В прошлые годы и сейчас, само понятие науки нередко фетишизировалось. Науке приписывалось, что только она содержит в себе абсолютную истину. Это не соответствует действительности. В науку часто вмешивались идеологические работники, политические силы, в число псевдонаук попадали генетика, теория относительности, кибернетика. Наука дает нам знания о свойствах и закономерностях объективного мира, и мы кладем ее в основу нашей деятельности. Но наука - не единственная форма познания. Существует много вненаучных форм познания, и одной из них, несомненно, является религия. Религия - это форма познания мира. Что является объектом религиозного познания? Если мы обратимся к богословской, теологической литературе, к священным книгам, мы там найдем ответ, что прежде всего религия - это познание Бога. Теология - учение о Боге, Богословии. Религия - это связь человека с Богом. Есть путь познания Бога через откровение, то есть через священные книги. В них мы находим много истин, ценных в мировоззренческом, нравственном отношении, много знаний о мире, которые порой представляют большую ценность, чем все достижения науки, потому что наука имеет свою нишу познания, за пределы которой она не может выйти. На такие мировоззренческие вопросы, которыми занимается и наука, и философия, и религия, - как, например, происхождение мира, место человека в мире, назначение человека на Земле, происхождение жизни, происхождение человека, человеческого сознания, - наука нам не дала ответа. Но эти ответы есть в религии, в священных книгах, есть в теологии и в богословии. Мы можем соглашаться с ними, не соглашаться, но они удовлетворяют нашу любознательность. Они являются духовными ориентирами в нашей повседневной жизни, и в значительной мере основой нравственности.

Реферат опубликован: 16/12/2009