Страница: 13/14
Еще меньшим влиянием в обществе пользуются различные альтернативные партии и движения (например, партия "зеленых", Украинская духовная республика, Рериховское общество, последователи П.К. Иванова и т.п.), основой идейных доктрин которых выступают новая постматериальная система ценностей и необходимость первоочередного изменения духовно-нравственного облика общества. Видимо, это происходит ввиду их малочисленности, недостаточной развитости и слишком уж непривычной для социума идейной ориентации. Однако, несмотря на это, их устремленность в будущее, вера в добро, разум, справедливость, в необходимость морального и духовного усовершенствования Человека, его гармоничного единства с природой и т.п., - с сочувствием, пониманием и заинтересованностью воспринимаются людьми.
Таким образом, в принципе соглашаясь с отдельными положениями той или иной из предлагаемых сегодня социально-политических доктрин, общество объективно не может сделать выбор в пользу какой-либо одной из них. Происходит это, по-видимому, от того, что ни одна из этих доктрин, взятая целиком и сама по себе, не соответствует современному состоянию общества (в том числе уровню развития индивидуального и массового сознания), интересам и потребностям его членов, новым историческим задачам, стоящим перед Украиной. Hаверное, как раз поэтому большинство украинских граждан остается равнодушным как к самим этим идеям и взглядам, так и к политическим силам, которые их предлагают.
Однако обращает на себя внимание тот факт, что наиболее понятными и приемлемыми для граждан становятся как раз те отдельные элементы всех этих доктрин, которые имеют четкую гуманистическую направленность, непосредственно ориентированы на человека, его интересы и проблемы или имеют какое-то отношение к общечеловеческим ценностям. Также в украинском обществе (даже несмотря на все известные трудности современного бытия) заметны довольно значительные патриотические настроения, которые далеко не всегда зависят от каких-то конкретных политических взглядов или социально-демографических факторов.
Безусловно, каждая религиозная организация сталкивается со своими трудностями, порожденными особенностями ее внутренней структуры или исповедуемыми догматами, но есть проблемы, общие для всех основных конфессий. Преимущественно они достались в наследство от десятилетий советского атеистического режима. Это низкая религиозная культура народа, особенно в Центральном и Юго-Восточном регионах. Хотя подавляющее большинство населяющих эти края людей считает себя верующими, опыта церковной жизни у них нет. Ежегодное, в лучшем случае, посещение храма (на Пасху), неумение держать себя в церкви — вот самые отличительные черты таких верующих. Церквам приходится тратить значительные усилия, чтобы просто приучить людей, верующих "в принципе", ходить в храм хотя бы по воскресеньям.
ВЫВОДЫ.
Рассмотрев современное развитие религии в Украине, можно сделать вывод. В настоящее время Украина очень нуждается в решительной гуманизации всех сторон общественной жизни и всех общественных отношений. Украине необходим свой собственный, новый и оригинальный путь развития, который смог бы на основе интеграции и синтеза совместить в себе наиболее прогрессивные черты современных социальных систем, обеспечить преемственность и непрерывность украинского исторического процесса и, то же время, соответствовать общему направлению развития всего человечества.
Сейчас украинское общество испытывает потребность в совершенно новой светской "философии жизни", которая смогла бы указать ему этот новый путь развития, четко определить социально важные цели и ориентиры, приемлемые для граждан и общества способы и методы решения новых исторических задач.
Реферат опубликован: 16/12/2009