Страница: 6/14
Крайние точки зрения таковы: архиепископ Донецкий Илларион (Шукало) на пресс-конференции 7 мая 1999 г. говорил о том, что из-за протестов Союза
православных граждан он в своих проповедях не может говорить "Украинская
Церковь", а вынужден говорить "наша Церковь", а в то же время в Ивано-Франковской или Львовской епархиях только единицы из нескольких десятков
оставшихся там приходов УПЦ МП поминают на литургии Патриарха Московского, поскольку верующие слово "Москва" на дух не переносят.
Многоликость УПЦ МП, связанная со столь сложной региональной ситуацией, порождает серьезные трудности при ее общении с внешним миром. То, что приятно уху приверженца УПЦ МП с Волыни, зачастую столь же неприятно слышать одесситу, и наоборот. Настоятелю или Священному Синоду УПЦ надо иметь большой дипломатический талант, чтобы своими заявлениями на общенациональном уровне удовлетворить всех: и верующих, и государственных мужей, и общественность.
Третья проблема УПЦ МП касается эффективности управления Церковью, в частности вопроса церковных финансов. Отсутствие ясных и четких писаных инструкций, что делать священнику или епископу в той или иной ситуации, приводит к различным злоупотреблениям с той и другой стороны. Разрешить эту проблему чисто административным методами (написать побольше инструкций, кого-то наказать) нельзя. Во-первых, те, для кого писались бы эти инструкции, должны осознать необходимость их соблюдения, что в ситуации нынешней кадровой неразберихи совсем непросто. Во-вторых, в условиях современной Украины жесткий нажим может привести к уходу священнослужителя в другую юрисдикцию. На Западной и Центральной Украине достаточно епархий, в которых епископ не может назвать даже точного количества своих приходов, поскольку не уверен, что священник, а то и благочинный, которого он последний раз видел два-три года назад, признаёт его своим архиереем.
Иерархии УПЦ МП понимают, что Галиция целиком выпала из-под их влияния, и не лелеют особых надежд на ее возвращение. Что касается "филаретовских приходов" в других областях, то священнослужители УПЦ МП в один голос утверждают, что туда "не ходят люди" и что это "дутые общины", созданные при содействии местных властей "бандеровцами" (т.е. выходцами с Галичины). В их понимании УПЦ МП воссоединяться попросту не с кем. "Анафема" (так именуют анафематствованного Архиерейским собором РПЦ 1997 г. бывшего митрополита Филарета) и его сторонники должны вернуть РПЦ захваченные храмы и монастыри и покаяться. Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет разговор о потенциальном объединении сразу переводит в политическую плоскость: "На Украине идет процесс образования поместной Церкви . На Украине есть левые силы, которые не заинтересованы в стабилизации ситуации . Образование единой Церкви — дело первостепенной государственной важности . РПЦ тоже поначалу была неканонична, а затем ее все же признали . Московская Патриархия учинила на Украине раскол, поскольку с потерей украинской Церкви ее роль в мировом православии резко
снижается . Государство должно оказывать содействие национальной Церкви . Те приходы, которые не пожелают войти в состав национальной Церкви, могут временно образовать Экзархат РПЦ на Украине. С греко-католиками у нас единая позиция на национальной основе, есть тенденция к объединению. УАПЦ
была создана с согласия советской власти для борьбы с греко-католиками на
Западной Украине".
Глава 4
"МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ."
Национальное возрождение украинского народа активизировало деятельность различных конфессий. В то же время оно поставило в порядок дня вопрос о месте религии в жизни нации. Существуют попытки представить ту или иную христианскую конфессию в качестве единственной выразительницы национального самосознания украинцев, творца их национальной культуры.
Реферат опубликован: 16/12/2009