Страница: 3/14
ни официальной государственной, ни вообще любой другой социальной идеологии, которая признается и разделяется подавляющим большинством граждан страны. Конечно, с одной стороны, деидеологизацию (то есть освобождение государства и общества от засилья и диктата прежней единой тоталитарной идеологии) следует рассматривать как очень положительное явление. Вместе с тем, в любом достаточно стабильном обществе всегда существует некая общепризнанная социальная "философия жизни", или система мировоззрения, которая основывается на общности определенных политических и иных интересов, целевых и ценностных установках.
Прежняя официальная идеология, несмотря на все ее известные недостатки, все-таки играла очень важную социальную роль в жизни советского
общества. Во-первых, она объединяла граждан страны вокруг общей, единой (пусть даже во многом и мифической) цели построения коммунизма, которая морально принималась и одобрялась большинством. Во-вторых, она снабжала общество и каждого советского человека видением позитивной исторической перспективы, указывала четкие социальные ориентиры, а также пути и способы практической реализации идеала. В-третьих, она являлась как бы квазирелигией (со своими собственными культом святых и обрядностью). Как и любая религия, она выполняла в обществе компенсаторную психотерапевтическую функцию, давая народу оптимистическую веру в "светлое будущее", ощущение стабильности существования и чувство уверенности в завтрашнем дне. Hаконец, в-четвертых, эта идеология способствовала социализации индивидуумов и выступала своеобразным нравственным регулятором межличностных и общественных отношений. Cледовало бы также признать, объективности ради, что коммунистическая идеология представляла собой довольно сложную, цельную и хорошо разработанную мировоззренческую систему, которая постоянно совершенствовалась и модернизировалась (не затрагивая, конечно, ее основных положений) на протяжении всего времени правления прежнего политического режима. Исторически сложилось так, что к моменту приобретения Украиной независимости в запасе у нее не оказалось собственной новой конструктивной системы мировоззрения, которая смогла бы равнозначно заменить прежнюю коммунистическую, была бы сравнима с ней по масштабу и, что самое главное, была бы так же принята большинством граждан страны. Вначале казалось, что идеи национального освобождения и создания независимого украинского государства смогут как-то сплотить народ Украины; и это действительно произошло на какое-то непродолжительное время Hо с приобретением Украиной независимости и суверенной государственности, перед ней объективно встали совершенно новые исторические задачи экономического, политического и культурного преобразования общества на новый лад в соответствии с современными общемировыми стандартами. Они, естественно, потребовали и совершенно новых конструктивных идей, подходов и принципов, призванных идеологически обеспечить начавшийся в стране этап государственного и социального реформирования. Украинское общество остро нуждалось в новой общественной идеологии, которая отвечала бы новой для нее исторической реальности и могла бы на деле объединить разные социальные силы вокруг некоей общей для всех идеи-цели и общих интересов. Однако и до сего времени в Украине не нашлось ни одной социально-политической силы, которая была бы способна своими идеями заинтересовать и сплотить большинство членов общества, побудив их тем самым к активной созидательной деятельности.
Глава 2.
НАЗАД К РЕЛИГИИ.
История религии неразрывно связана с историей государства. Когда произошел развал Советского Союза , то и религия коммунистов - научный атеизм- перестала соответствовать потребностям нового государства. Необходима была новая религия , или старая, но обновленная. В Украине начинается бурное развитие различных религиозных конфессий, которые , в борьбе за паству часто вступают в противоречия.
Реферат опубликован: 16/12/2009