Религиозное возрождение и особенности современного развития

Страница: 5/14

В свою очередь на соборе УПЦ - после смерти Мстислава на патриарший престол был избран Владимир (Романюк) - известный богослов, выдающийся украинский правозащитник. Его заместителем стал митрополит Филарет .

Таким образом украинское православие оказалось расколотым на 3 ветви, что оказывало отрицательное воздействие на межконфессиональные отношения и духовную жизнь в целом.

В условиях государственной независимости продолжали распространять свое влияние Украинская греко-католическая церковь во главе с Мирославом Иваном Кардиналом Любачивским, объединявшая 2,9 тыс. общин и Римо-католическая церковь - свыше 600 тыс.

Конец 80- начало 90-х годов были характерны ростом влияния протестанства на религиозную жизнь республики. Это особенно касается Еванелистских христиан-баптистов, свидетелей Иеговы, Адвентистов седьмого дня и т.п Через средства массовой информации - распространялась миссионерская деятельность зарубежных протестанских церквей.

Глава 3.

КУДА ИДТИ.

Cам факт существование молодого крупного самостоятельного государства объективно подталкивает политическую элиту к мысли о необходимости существования "своей" церкви. Именно этой мощной тенденции противостояла и противостоит сейчас крупнейшая конфессия — УПЦ МП.

Первый этап "приватизации" Церкви украинским государством в 1991-1992 гг. путем "бури и натиска" был сорван благодаря советскому менталитету государственных чиновников— которые своим напором и жесткостью вызвали активное сопротивление. Внутренние законы Церкви и желания верующих в расчет не принимались. Второй этап, начавшийся несколько лет назад, более компромиссен: власть и конкуренты в борьбе за души верующих (УПЦ КП в первую очередь) предлагают УПЦ МП сохраниться в качестве единой организационной структуры, но попросить у РПЦ автокефалию, т.е. полную самостоятельность. Внутри самой УПЦ МП тоже есть сторонники автокефалии. Например, в августе 1997 г. священники Владимиро-Волынской и Ковельской епархии обратились к митрополиту Владимиру (Сабодану) с письмом о необходимости добиваться автокефалии. В этих требованиях их поддержал и поддерживает их епископ — Симеон (Шостацкий). Сторонником образования канонического Патриархата в Киеве является широко известный митрополит Полтавский Феодосий (Дикун). Есть достаточно высокопоставленные сторонники автокефалии и в митрополичьей резиденции в Киеве. И хотя еще в конце 1996 г. Священный Синод УПЦ МП однозначно заявил, что необходимости в автокефалии нет, со временем ситуация может измениться. Чем дольше будет существовать самостоятельное украинское государство, тем труднее будет объяснять верующим (особенно Центрального региона) необходимость подчинения Москве. Тем более что православие на Руси началось с Крыма и Киева.

Пока что претензии части политиков по поводу ненормальности существования за пределами Украины "управленческих центров" Церквей, действующих на ее территории (УПЦ МП, РКЦ, некоторых протестантов), парируются ответными обвинениями в национализме и политизации религии. Однако конфессиям труднее оправдаться, когда служащие на Украине священники и архиереи начинают выступать с политическими заявлениями в пользу того или иного государства.

Самая крупная церковь, УПЦ МП, испытывает сильное противоречие между привычным ей унифицированным подходом к верующим, управлению епархиями и приходами и сложной региональной спецификой, присущей современной Украине. Фактически УПЦ МП сейчас объединяет как минимум три "Церкви" — Церковь в большей или меньшей степени созревших автокефалистов (западный и центральный регионы), привычную и единственно законную Церковь для украинцев и русских (Юго-Восток, часть Центрального региона), этническую русскую Церковь (Крым, Малороссия, Донбасс, русские приходы на Западной и Центральной Украине).

Реферат опубликован: 16/12/2009