Страница: 10/23
Выявление и устранение такой пространственно-временной несопоставимости исходной информации - важный элемент разработки экономико-географических методов изучения сферы обслуживания.
Для правильного экономико-географического подхода к оценке уровней развития сферы обслуживания в территориальном аспекте необходимо рассмотрение данного вопроса с позиции региональных различий в образе жизни. Однако этот вопрос разработан пока относительно слабо. Не претендуя на всесторонний анализ региональных различий, рассмотрим общую схему взаимодействия составляющих образа жизни между собой и роль сферы обслуживания на местах.
Вопрос о региональных различиях в образе жизни людей уже поднимался в литературе. Так, Д. М. Пинхенсон, подчеркивая обусловленность этих различий природными, национально-историческими и экономическими факторами, отмечает, что региональные особенности в образе жизни выражаются «в преобладании тех или иных сфер и отраслей трудовой деятельности, форм быта, в своеобразии местных обычаев и традиций; существуют также различия в структуре и уровне потребления материальных и культурных благ между социальными группами населения и между союзными республиками и экономическими районами». Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Из природных условий на образ жизни в первую очередь влияют климатические (перепады температур, сухость и влажность воздуха, продолжительность солнечного сияния в течение суток и интенсивность солнечной радиации, ветровой режим). Существенное значение имеют также условия водоснабжения, включая качество воды; условия для организации разных видов отдыха, в том числе охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих грибов и ягод и т. д. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и сейсмичность. При этом важно иметь в виду, что в экономике строительства рубежом сейсмоопасности считается шесть баллов, поскольку современные постройки разрушаются при землетрясениях силой более 6 баллов. Однако на самочувствии людей сказываются толчки и в 3-4 балла.
Демографические и экономические условия проявляются через величину денежных доходов населения в расчете на одного жителя, через объем предоставляемых услуг, через потенциальную транспортную подвижность населения и уровень развития транспорта (густота транспортной сети, скорость передвижения, надежность сообщений и т. д.).
Важное значение имеет и такое обстоятельство, как положение места жительства по отношению к культурным центрам, районам массового отдыха и санаторно-курортного лечения и т. д.
К социальным условиям образа жизни могут быть отнесены и престижность района и места работы, возможности профессионального роста и т. д. Важное значение имеет психологический климат на производстве.
Наконец, важно отметить, что на образ жизни людей в сельской местности влияют и возможности ведения личного подсобного хозяйства - плодородие почвы, предпосылки производства продукции повышенного спроса, характер водообеспечения, близость потребителя излишков производимой продукции и др.
Из сказанного вырисовывается роль сферы обслуживания в решении проблем выравнивания районных различий в образе жизни. С одной стороны, эта сфера должна обеспечивать приближение к среднесоюзному уровню удовлетворения потребностей в услугах, а с другой - компенсировать в районах с экстремальными характеристиками среды те неблагоприятные природные и бытовые условия жизни людей, которые либо совсем неустранимы, либо для их устранения требуются большие затраты и значительное время.
Указанные приемы сопоставления показателей объема предоставляемых услуг с показателями образа жизни подтверждают недостаточность существующих подходов к региональным сравнениям развития этой сферы с позиций выравнивания уровней обслуживания. В данном случае необходимо дополнительно вводить поправочные коэффициенты на роль сферы обслуживания в формировании порайонных соотношений в образе жизни. В одних районах это будет вести, например, к необходимости более высокого уровня развития сферы обслуживания, а в других - к некоторому снижению первоначально намечавшихся масштабов развития тех или иных видов услуг, которые вытекали только из оценки концепции выравнивания уровней обслуживания.
Реферат опубликован: 7/06/2007