Страница: 17/23
Для политэкономического подхода основное значение имеет тот факт, что услуга есть результат деятельности, а для экономической и социальной географии важны характеристики территориальной концентрации производства услуг в целом и по видам, соотнесенные с численностью населения в целом и его половозрастных и социальных групп, проживающих на данной территории. Именно через эти соотношения и проявляются пространственные взаимосвязи внутри сферы обслуживания. Например, если объем предоставляемых услуг в данном поселении эквивалентен уровню фактического удовлетворения потребностей в них всех жителей данного поселения, то мы имеем дело с внутриселенным обслуживанием, если же существенно превышает - то с межселенным.
Анализ территориальной структуры сферы обслуживания можно проводить с разных позиций: с точки зрения особенностей территориальной организации этой сферы и их влияния на нормативы расхода ресурсов на единицу продукции; с точки зрения качества обслуживания и т.д. В соответствии с целями анализа меняется применяемый круг показателей. При анализе территориальной структуры сферы обслуживания с точки зрения ее взаимодействия с материальным производством в региональных хозяйственных комплексах основное внимание должно быть уделено влиянию разных форм территориальной организации отдельных отраслей сферы на трудоемкость, капиталоемкость и энергоемкость услуг и на территориальную организацию материального производства. Иными словами, важно учесть те аспекты, от которых, с одной стороны, зависят объемы потребления ресурсов сферой обслуживания, а с другой - обеспеченность материального производства рабочей силой и производительность труда работников.
Показатели для измерения отраслевых и территориальных пропорций могут быть разделены на экономические и экономико-географические. В свою очередь экономические включают три группы показателей: структурно-воспроизводственные (отражают роль сферы обслуживания в расширенном воспроизводстве страны, союзной республики, экономического района); технико-экономические (характеризуют затраты ресурсов при функционировании учреждений сферы обслуживания и ее отдельных отраслей): структурные (показывают соотношения в развитии отдельных видов услуг, предоставляемых данной отраслью сферы обслуживания). Иными словами, экономические показатели позволяют характеризовать отраслевые пропорции в развитии сервиса страны и отдельного региона.
Среди экономико-географических показателей целесообразно выделить две группы, характеризующие интегральные территориальные пропорции и отраслевые территориальные пропорции.
Система структурно-воспроизводственных и технико-экономических показателей развития сферы обслуживания изложена в методических указаниях Госплана СССР к составлению годовых и пятилетних планов и может использоваться при анализе состояния отдельных отраслей в региональных комплексах. Что касается структурных показателей, то они изложены, в частности, во многих учебниках по экономике и организации соответствующих отраслей сферы обслуживания, где учтены как общие черты социалистического предприятия, так и специфика функционирования учреждения сферы обслуживания.
Сконцентрируем дальнейшее внимание на экономико-географических показателях для измерения отраслевой и территориальной структуры сферы обслуживания. Они могут быть объединены в следующие группы.
Показатели для измерения отраслевых пропорций в развитии сферы обслуживания региона. Необходимы для сравнения масштабов развития отдельных отраслей и видов услуг в исследуемых районах с масштабами союзного (среднереспубликанского) уровня. При этом отраслевые пропорции характеризуются показателями удельного веса работников и стоимости основных фондов каждой отрасли и каждого вида услуг в сфере обслуживания.
Реферат опубликован: 7/06/2007