Страница: 15/23
Другая особенность взаимосвязей в системе «человек- услуга» - разная частота обращения населения за различными видами услуг - повседневное, периодическое и эпизодическое.
В соответствии с отмеченными взаимосвязями в этой системе возможны три типа обслуживания: стационарное (люди ездят за услугой), передвижное (поставщики услуг ездят к людям) и дистанционное (пересылки товаров по заказам населения). В свою очередь каждый из этих типов может принимать межрайонную, межселенную и внутриселенную формы обслуживания, влияя тем самым на общую систему территориальной организации сферы обслуживания.
Соотношения между указанными тремя формами обслуживания зависят от природных условий (наличие уникальных природных условий для санаторно-курортного лечения, туризма, с одной стороны, и надежность транспортных связей во все времена года - с другой) и от особенностей расселения населения (чем крупнее сельские населенные пункты, тем выше уровень внутриселенного обслуживания и менее развиты виды межселенного обслуживания).
Территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания и методы их измерения
Выше уже отмечалось, что одна из центральных задач географии сервиса - выявление сложившихся территориальных пропорций в развитии сферы обслуживания, однако методика изучения этих пропорций нуждается в совершенствовании.
Необходимость изучения этих пропорций обусловлена тем, что «общественное производство не может вестись без строгого распределения совокупного общественного труда между видами хозяйственной деятельности и регионами, участвующими в производстве. Поэтому территориальные пропорции социалистического народного хозяйства - экономическая категория, сущность которой состоит в распределении общественного совокупного труда по регионам страны в целях полного удовлетворения на данном конкретном этапе потребностей общества в материальных благах и услугах с наименьшими его затратами».
На этом производственном принципе построены исследования по оптимизации территориальных пропорций, широко проводимые в настоящее время. Но очевидно, что для общественного воспроизводства, состоящего из производства, распределения, обмена и потребления, территориальные пропорции характерны для каждой из этих фаз. Изучение данного вопроса позволяет считать, что территориальные пропорции в развитый сферы обслуживания должны отражать, с одной стороны, региональное распределение живого и овеществленного труда в этой сфере, а с другой - региональные соотношения в потреблении материальных благ и услуг за счет личного и общественного потребления населения.
Указанная особенность определяет характер применяемых методов изучения территориальных пропорций в сфере обслуживания. При этом, как будет показано в дальнейшем, необходимо различать отраслевые территориальные и интегральные территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания, отражающие ее отраслевую и территориальную структуру.
Проблеме разработки показателей для измерения отраслевой и территориальной структуры сферы обслуживания в литературе уделяется большое внимание, однако исследования в этой области носят не всегда достаточно комплексный характер. В экономической литературе основное внимание уделяется показателям, отражающим роль сферы обслуживания в расширенном воспроизводстве, а также обеспечивающим измерение потребностей населения и степени их удовлетворения в развитии этой сферы. Необходимость таких исследований связана с совершенствованием методологии народнохозяйственного планирования и повышением роли социальных аспектов плана. Как отмечает В. М. Рутгайзер, в ходе подготовки десятой пятилетки «был расширен набор показателей, характеризующих важнейшие социальные процессы, улучшение условий труда и быта, предусмотрены пути рационализации использования внерабочего, и прежде всего свободного, времени трудящихся. Усилился комплексный подход к обоснованию всех элементов социальной программы».
Реферат опубликован: 7/06/2007