Особенности размещения предприятий сервиса

Страница: 3/23

К наиболее важным направлениям исследований в рамках географии сферы обслуживания следует также отнести изучение территориальных различий в образе жизни населения и влияния этих различий на региональ­ные типы личного потребления, на миграционную под­вижность населения и в конечном счете на соотношение в уровне развития отдельных видов обслуживания.

Только такой комплексный территориальный и отрас­левой подход может обеспечить разработку обоснованных рекомендаций (по системе показателей) для анализа, прогнозирования и планирования развития сферы обслу­живания в экономических районах страны, может послу­жить основой типологий территориальных комплексов по условиям развития сферы обслуживания и по взаимодей­ствию этой сферы с материальным производством. Нали­чие таких типологий позволит в свою очередь повысить обоснованность разработок территориальных нормативов развития сферы обслуживания и качество ее региональ­ного планирования.

Изучение территориальной организации сферы обслу­живания - это относительно новое направление исследо­ваний в современной экономической географии. В то же время получение научных результатов (теорий, концеп­ций, методик, нормативов и т. д.) именно в этой отрасли знаний включается в число приоритетных проблем геогра­фии в целом. Эти результаты приобретают особую акту­альность для научного и практического решения задач ускорения экономического и социального развития общества развитого социализма. И в первую очередь к ним относится обеспечение дальнейшего роста благосостояния советских трудящихся, теснейшим образом связанного с развитием обслуживания населения. Советская эконо­мическая география и ее ветвь - география сферы обслу­живания вносят свой вклад в решение этой долговремен­ной задачи, поставленной самой жизнью и сформулиро­ванной в решениях партии и правительства. Дальнейшая разработка этого направления - важнейший социальный заказ географической науке.

Содержание

Введение 3

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА 7

1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии 7

1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней развития сервиса 10

1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания 19

2. Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения 27

2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания 27

Заключение 34

Список литературы 36

Введение

Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непо­средственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Это позволяет отличать сферу обслуживания от непроизводственной сферы и сферы услуг. При этом ха­рактер выполняемой функции обусловливает круг отрас­лей, относящихся к сфере обслуживания, и роль этой сфе­ры в народном хозяйстве.

Для правильного определения места сферы обслужи­вания в народном хозяйстве предлагается придерживать­ся следующих оснований распределения отраслей народ­ного хозяйства по отдельным сферам:

- отношение видов деятельности к созданию и по­треблению национального дохода; позволяет распределить все отрасли между производственной сферой (националь­ный доход создается и потребляется) и непроизводствен­ной (в ней национальный доход только потребляется);

- характер результатов труда; позволяет разделить народное хозяйство на материально-вещественное произ­водство (производство вещей) и сферу услуг (результат труда - не вещь, а услуга);

- характер предоставляемой услуги: позволяет разде­лить сферу услуг на отрасли, предоставляющие услуги производственного и непроизводственного назначения;

Реферат опубликован: 7/06/2007