Страница: 3/23
К наиболее важным направлениям исследований в рамках географии сферы обслуживания следует также отнести изучение территориальных различий в образе жизни населения и влияния этих различий на региональные типы личного потребления, на миграционную подвижность населения и в конечном счете на соотношение в уровне развития отдельных видов обслуживания.
Только такой комплексный территориальный и отраслевой подход может обеспечить разработку обоснованных рекомендаций (по системе показателей) для анализа, прогнозирования и планирования развития сферы обслуживания в экономических районах страны, может послужить основой типологий территориальных комплексов по условиям развития сферы обслуживания и по взаимодействию этой сферы с материальным производством. Наличие таких типологий позволит в свою очередь повысить обоснованность разработок территориальных нормативов развития сферы обслуживания и качество ее регионального планирования.
Изучение территориальной организации сферы обслуживания - это относительно новое направление исследований в современной экономической географии. В то же время получение научных результатов (теорий, концепций, методик, нормативов и т. д.) именно в этой отрасли знаний включается в число приоритетных проблем географии в целом. Эти результаты приобретают особую актуальность для научного и практического решения задач ускорения экономического и социального развития общества развитого социализма. И в первую очередь к ним относится обеспечение дальнейшего роста благосостояния советских трудящихся, теснейшим образом связанного с развитием обслуживания населения. Советская экономическая география и ее ветвь - география сферы обслуживания вносят свой вклад в решение этой долговременной задачи, поставленной самой жизнью и сформулированной в решениях партии и правительства. Дальнейшая разработка этого направления - важнейший социальный заказ географической науке.
Содержание
Введение 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА 7
1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии 7
1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней развития сервиса 10
1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания 19
2. Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения 27
2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания 27
Заключение 34
Список литературы 36
Введение
Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Это позволяет отличать сферу обслуживания от непроизводственной сферы и сферы услуг. При этом характер выполняемой функции обусловливает круг отраслей, относящихся к сфере обслуживания, и роль этой сферы в народном хозяйстве.
Для правильного определения места сферы обслуживания в народном хозяйстве предлагается придерживаться следующих оснований распределения отраслей народного хозяйства по отдельным сферам:
- отношение видов деятельности к созданию и потреблению национального дохода; позволяет распределить все отрасли между производственной сферой (национальный доход создается и потребляется) и непроизводственной (в ней национальный доход только потребляется);
- характер результатов труда; позволяет разделить народное хозяйство на материально-вещественное производство (производство вещей) и сферу услуг (результат труда - не вещь, а услуга);
- характер предоставляемой услуги: позволяет разделить сферу услуг на отрасли, предоставляющие услуги производственного и непроизводственного назначения;
Реферат опубликован: 7/06/2007