Страница: 16/23
Из приведенной цитаты ясно, что основное внимание уделяется измерению межотраслевых пропорций в развитии сферы обслуживания в целом по стране при известной недооценке территориальных аспектов этой проблемы. Такая недооценка хорошо видна из определения комплексного планирования сферы обслуживания. В упоминавшейся выше работе В. М. Рутгайзер пишет: «Комплексное планирование сферы услуг сводится в конечном счете к выявлению системы удовлетворяемых ею общественных потребностей и к обоснованию масштабов отвлекаемых для этого ресурсов социалистической экономики» '. Очевидно, что такая формулировка сужает сущность комплексного подхода к планированию сферы услуг, ибо развитие этой сферы рассматривается вне территориального аспекта. План может быть комплексным только тогда, когда в нем увязываются вопросы и развития и размещения сферы обслуживания с учетом воздействия последней на эффективность материального производства. На эту сторону вопроса обращает внимание в своих работах С. И. Хватов, но он делает упор на роль сферы обслуживания как регулятора миграции населения на основе устранения «необоснованных территориальных различий в уровне обслуживания населения».
В экономико-географической литературе проблема сводится в основном к сравнению районных показателей со среднесоюзными, но из поля зрения обычно выпадают вопросы воздействия разных уровней развития сферы обслуживания на темпы развития материального производства в рассматриваемом районе и в целом по стране.
Указанные недостатки - следствие относительно слабой еще разработанности общих вопросов взаимодействия сферы обслуживания и материального производства в территориально-производственных комплексах, а также невнимания к комплексному подходу при измерении отраслевой и территориальной структуры самой сферы обслуживания.
Методы оценки отраслевой и территориальной структуры сферы обслуживания базируются на классификации задач, возникающих в связи с изучением этой сферы, на отборе показателей, необходимых для решения каждой задачи, на методах исчисления этих показателей.
При анализе содержания понятия «структура» мы исходили из определения структуры социально-экономической системы как «совокупности составляющих эту систему элементов и их взаимосвязей, проявляющихся по поводу производства, обмена, распределения и потребления». Из этого следует, что при изучении отраслевой структуры сферы обслуживания предполагается анализ состава и взаимосвязей разноименных подсистем и элементов (здравоохранение, просвещение и т. п.) на данной территории (страна, республика, область, промышленные узлы и т. п.). В отличие от отраслевой территориальная структура сферы обслуживания характеризуется составом и взаимосвязями одноименных подсистем и элементов (например, сфера обслуживания в целом, или здравоохранение, или торговля и т. д.), расположенных в разных районах одного таксономического уровня. Так, межрайонная структура сферы обслуживания в целом характеризуется показателями ее развития по экономическим районам СССР: межреспубликанская - по союзным республикам: внутри-республиканская - по внутриреспубликанским экономическим районам и т. д. Аналогичный подход характерен и для территориальной структуры отдельных отраслей сферы обслуживания.
В приведенном выше определении структуры социально-экономической системы классификация связей дана в свете политэкономического подхода (производство, обмен, распределение и потребление), для которого пространственный аспект рассмотрения не имеет столь существенного значения. Иное дело при анализе сферы обслуживания с экономико-географических позиций, когда основное внимание уделяется пространственным связям по линии производства, обмена и потребления услуг.
Реферат опубликован: 7/06/2007