Страница: 10/12
Память о "Воротах Иштар" - богини любви .
Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала главная процесси- онная дорога, сохранилось и нечто более конкретное. На плитах, которы- ми она была вымощена, красовалась такая надпись:"Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу за- мостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь". Стены дороги перед Воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и укра- шены рельефным фризом, изображающим шествие львов - белых с желтой гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами - самое замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных соо- ружений Навуходоносора (Берлин, Музей).
По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразитель- ны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция, при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пыш- ностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было ис- кусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправдан- ности, которые некогда ее воодушевляли.
Новая держава утвердилась в Передней Азии и далеко расширилась за ее пределы. Это могущественная персидская, или иранская, империя ди- настии Ахеменидов. В ее состав вошли Вавилония и Ассирия, Малая Азия и Египет, Мидия, Армения, Сирия и даже Средняя Азия. Как и ассирийское, как и вавилонское, ее владычество было кратковременным, но грозным и порой блистательным (539 - 330 гг. до н.э.).
V в. до н.э. . Подчинив себе многие народы, ахеменидский Иран впитывает соки их культур. Но его искусство вносит в общую сокровищни- цу и свои оригинальные черты.
Искусство ахеменидского Ирана - прежде всего дворцовое, придвор- ное. Повелители великой империи пожелали увековечить память о своем могуществе грандиозным строительством: дворцовые ансамбли в Пасарга- дах, Персеполе и Сузах (ныне руины) затмили своим размахом и роскошью - 18 - почти все, что было создано в былые века в других державах. Как и ас- сирийские дворцы, они были украшены огромными рельефами, и у входа их стояли крылатые быки еще более внушительных размеров, чем в Хорсабаде.
Новшество, введенное персидскими зодчими, - это ападана: Многоколонный тронный зал с целым лесом легких, стройных колонн из разноцветных кам- ней или таких, как, например, в Сузах, где увенчанием двадцатиметровых колонн служили тяжелые капители в виде бычьих полуфигур. Золотые об- шивки и многоцветные изразцы украшали залитые светом покои. Яркий блеск красок, великолепие убранства и стройный размах грандиозной ар- хитектуры утверждали в сознании подданных величие верховной власти.
Бесконечными вереницами выстраивались по стенам рельефные фигуры царс- ких воинов или данников.
Это было празднично - торжественное искусство, более покойное и светлое, чем ассирийское, и без жестокости, даже в прославлении побед.
Вечный памятник всего этого величия - знаменитый майоликовый фриз, изображающий царских телохранителей (Париж, Лувр). Греки называ- ли этих лучников "бессмертными", так как их всегда было десять тысяч.
Но пала и эта держава. Покоренный в IV в. до н.э. Александром Ма- кедонским, Иран, как и Египет, включился в русло эллинистической куль- туры, с которой он уже давно находился в соприкосновении.
* * * Культура юга нашей страны уже в третьем тысячелетии до нашей эры переплеталась с древней шумерской культурой. Заглянем еще дальше в глубь веков.
Реферат опубликован: 1/01/2009