Страница: 2/12
Религия в Двуречье была опорой рабовладельческой верхушки. Однако сама эта верхушка не была устойчивой, ибо главенство постоянно перехо- дило от одного города-государства к другому. Не заупокойный культ, не мечта продлить и в загробном мире все блага жизни вместе с властью, вдохновляли учение шумеро-аккадских жрецов. Жестокая борьба без пощады - 3 - для побежденных определяла мировоззрение тамошних земных владык, внед- ривших его в сознание своих подданных.
Смерть неизбежна, и смерть ужасна. Герой древнего вавилонского эпоса отважный и непобедимый Гильгамеш, "на две трети бог, на одну - человек", обретает бессмертие, но не может им воспользоваться, ибо в царстве мертвых "траву молодости" съедает змея.
В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действитель- ности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цвету- щая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зави- сящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную борьбу.
Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды и культ небесных светил.
Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодоро- дия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опусто- шавшей эти края ( как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в ска- заниях Шумеры).
Культ небесных светил - как проявление божественной воли.
Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духа- ми,огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И действительно, жрецы знали очень много - тому свидетельство вавилонс- кая наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для оживления торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесяте- ричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.
Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблю- дении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся овец", т.е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутрен- ности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будуще- го. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жре- цам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы сверхъестественной.
- 4 - Таинственные знаки на обожженных глиняных плитках были расшифрова- ны в прошлом веке. Это знаменитая шумерская клинопись, положившая на- чало всей письменности, очень декоративная и ведущая свое происхожде- ние от рисунков.
В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире пись- менный памятник ( около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских го- родов и самого Вавилона. Среди них - документы знаменитого храмового архива города Лагаша, показывающие, что шумерские храмы владели боль- шими угодьями и служили средоточием всей политической, экономической и культурной жизни городов-государств. А всей внутренней и внешней поли- тикой городов Двуречья руководили жрецы-правители, опиравшиеся в своих решениях на волю богов, только им известную, коих они почитались на- местниками, равно как и цари, объединившие под своей властью несколько городов и являвшиеся верховными жрецами.
Текст одной из таблиц более позднего периода ( II тысячелетие до н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком прес- туплении - краже раба, зная,что за это ему полагается смертная казнь, между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить бесправную жертву своей корысти.
Реферат опубликован: 1/01/2009