Страница: 3/12
Страшные дела творились на этой земле. В древнейшие времена, как подтвердили раскопки, там совершались человеческие жертвоприношения, устраивались настоящие бойни, очевидно, по повелению жрецов, дабы уми- лостивить богов.
И, однако, в этом столь далеком от нас мире дикий фанатизм, изу- верство сочетались нередко с очень трезвым взглядом на жизнь, порой с поразительным скептицизмом, а то и с подлинной мудростью.
До нас дошла запись о процессе в Шумере по обвинению жены в соу- частии в убийстве мужа. Улики были признаны недостаточными, и она из- бегла казни. Изучив этот текст, современные юристы пришли к выводу, что решение шумерского суда вполне соответствовало современным право- вым нормам.
Многие шумерские поговорки свидетельствуют о склонности этого на- рода, казалось бы всецело воспринимавшего жреческую "премудрость" с ее непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению мно- гих вопросов с самых противоположных точек зрения, при этом с улыбкой, отражающей тонкий, здоровый юмор.
- 5 - Как, например, распорядиться своим имуществом? Все равно умрем - давай все растратим! А жить-то еще долго - давай копить.
Войны не прекращались в Вавилонии. Однако, как явствует из следу- ющей поговорки, шумеры ясно понимали их конечную бессмысленность: Ты идешь завоевывать земли врага.
Враг приходит, завоевывает твою землю.
Среди почти двух тысяч вавилонских клинописных табличек, храня- щихся в Музее изобразительных искусств в Москве, американский ученый профессор С.Картер обнаружил недавно текст двух элегий. Это, по его мнению, - одна из первых попыток передать в поэтической форме пережи- вания, вызванные кончиной близкого человека.
Вот, например, что там сказано: Пусть зачатые твои дети будут внесены в число вождей, Пусть все твои дочери выйдут замуж, Пусть твоя жена будет здорова, пусть умножится твой род, Пусть благополучие и здоровье сопутствуют им каждый день, В твоем доме пусть пиво, вино и другое никогда не иссякнут.
Все помыслы обращены тут к оставшимся, к живым.
.Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из гли- ны, чтобы служить богам. Однако сами боги были очень похожи на людей: они устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам, пили, ели, женились, обзаводились семьями, владели подчас огромными хозяйствами (целыми городами), были подвержены человеческим слабостям и недугам.
Как и люди, но обладая куда более значительными возможностями, боги подчас бывали страшны, и их поступки нередко казались противоре- чивыми и непонятными для простого смертного.
Скажем еще несколько слов о достижениях шумеров , родоначальниках всей вавилонской культуры. Кроме первых элегий, первой поэмы о золотом веке, их глиняные таблички содержат первые зачатки исторических по- вествований, древнейшие в мире медицинские рецепты, первый "календарь - 6 - земледельца", первые сведения о защитных насаждениях, идею первого рыбного заповедника, первый библиотечный каталог .
Загадки и страхи, суеверие, колдовство и покорность, но трезвая мысль и трезвый расчет; изобретательность, навыки точных вычислений, рожденные в упорном труде по оводнению почвы; постоянное сознание опасности от стихий и врагов вместе с желанием полностью насладиться жизнью; близость к природе и жажда познать ее тайны - все это наложило печать на вавилонское искусство.
Как и египетские пирамиды, вавилонские зиккураты служили монумен- тальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу.
Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, ес- тественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.
Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до семи. Вместе с раскраской, озеленение террас придавало яркость и живо- писность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лест- ница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.
Реферат опубликован: 1/01/2009