Страница: 6/12
При царе Хаммурапи ( 1792-1750 гг. до н.э.) город Вавилон объеди- няет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит во всем окружающем мире.
- 10 - Хаммурапи издает знаменитый свод законов, известный нам по клино- писному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живопис- ную композицию, фигуры рельефа выделяются монументально, словно круг- лые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти - жезл и магическое кольцо - стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции.
При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прос- лавленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вави- лонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствует- ся внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.
Мощь и политическое значение Вавилона ослабли в последующие века.
Между тем новая держава рвалась к власти в Двуречье: в буре сражений Ассирии суждено было утвердить свое главенство в краях, где расцвела одна из самых древних и великих культур человечества.
2Ассирия.
Не раз отмечалось, что ассирийцы отнеслись к своим южным сосе- дям,вавилонянам, примерно так, как впоследствии римляне к грекам, и что Ниневия, столица Ассирии, была для Вавилона тем, чем Риму суждено было стать для Афин. В самом деле, ассирийцы заимствовали религию, культуру и искусство Вавилонии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества. Они установили в беспокойном Двуречье свой державный порядок, создали единое мощное государство и, использовав Двуречье как плацдарм, распространили огнем и мечом свое господство на огромные территории от Синайского полуострова до Армении, от Малой Азии до Египта, и даже сам Египет был на короткое время завоеван ими.
В развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала была обнару- жена библиотека, вероятно самая значительная во всем тогдашнем мире, насчитывавшая несколько десятков тысяч клинописных текстов, в том чис- ле и все важнейшие произведения вавилонской литературы. Эта царская библиотека дала востоковедам ценнейший ключ к познанию культуры Дву- речья. Действительно, огромна заслуга ассирийского владыки, собиравше- го древние таблички и составившего из них библиотеку, предназначенную "для его личного пользования".
- 11 - Этот царь сообщал о себе такие сведения: Я, Ашшурбанипал постиг . все искусство писцов, усвоил знание всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи . Я постиг скрытые тайны искусства письма, я читал в небесных и земных постройках и размышлял (над ними).
Я присутствовал на собраниях царских переписчиков.
Я наблюдал за предзнаменованиями, я толковал явления небес с учеными жрецами, я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны .
В то же время я изучал и то, что полагается господину; и пошел по своему царскому пути.
И, однако, живая нить между древней шумеро-аккадской культурой и ее наследницей - ассирийской культурой была все же надорвана.
Ибо тот же царь Ашшурбанипал, усердный собиратель и, очевидно, просвещенный библиофил, оставил такую запись:" Для меня было большой радостью повторять красивые, но непонятные надписи шумеров и неразбор- чивые аккадские тексты". Этому не следует удивляться. Ведь многим письменным памятникам, о которых идет речь, было тогда уже две тысячи лет!
Ассирийское искусство от начала I тысячелетия до н.э. и до крушения ассирийской державы в конце VII века до н.э. было целиком исполнено пафосом силы, прославляло мощь, победы и завоевания асси- рийских властителей.
Реферат опубликован: 1/01/2009