Страница: 5/12
Исключительный интерес по мастерству исполнения и по замечатель- ной декоративности, в сочетании с самой причудливой фантазией, предс- тавляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, укра- шавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.).
предвещающее (опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и на- шего Крылова преображение животного царства: человеческими чертами на- деляются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди: осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, вели- чаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напо- минающий жреца чернобородый "человек-скорпион", за которым шествует проказливый козлик .
Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном ви- де являет собой подлинное чудо прикладного искусства.
По причинам, указанным выше, памятников вавилонского искусства дошло до нас значительно меньше, чем египетского. Тем большую ценность представляют уцелевшие образцы художественного творчества Шумера, Ак- када и Вавилона.
"Стела коршунов", прославляющая победу правителя города Лагаша над соседями и так названная потому, что ваятель изобразил коршунов, раз- дирающих трупы разбитых врагов,- считается самым значительным из до- шедших до нас произведений шумерского искусства этого периода.
"Построчное" раскрытие сюжета, как в египетском искусстве, и вну- шительная монументальность всей композиции характеризуют этот рельеф ( XXV в. до н.э.) Группа мраморных статуэток из Тель-Асмара ( первая половина III тысячелетия до н.э.). Высота самой большой - тридцать сантиметров. Это изображения богов, жрецов и молящихся. Все они стоят выпрямившись во весь рост, со сложенными на груди руками. Тела их и длинные облачения - 9 - поданы схематично, как бы лишь намечены, но на них и не обращаешь вни- мания, которое целиком сосредоточивается на лицах, точнее на ликах или даже на масках,- так нереальны , фантастичны и островыразительны эти образы. Вот наголо выбритая голова, а вот причудливые, как бы в нес- колько этажей завитками расчесанные бороды. Но главное - глаза: огром- ные, словно застывшие в изумлении, либо в невозмутимо-лукавом созерца- нии чего-то, что видят они, но не видим мы, быть может . в созерцании нас с вами, глядящих на них, но не понимающих их до конца. Каждая фи- гурка геометрично построена так, чтобы зрителя разил сразу же взгляд ее огромных глаз из цветных камней, столь крепко всаженных, что их не расшатало время.
В XXIV в. до н.э. семитический город Аккад, которым правил прос- лавленный своими победами царь Саргон Древний, подчинил себе значи- тельную часть Двуречья.
В зодчестве влияние Аккада сказалось в окончательном утверждении арки и свода, в ваянии - в тонкой проработке деталей, в меньшей услов- ности изображения, в подлинной и часто весьма выразительной портрет- ности. Замечательна в этом отношении голова из меди, быть может порт- рет самого Саргона.
Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона, продолжившего его дело) - совершеннейшее произведение аккадского искусства. Эпическая поэма запечатанная в камне.
Между тем в Шумере жрец Гудеа, полновластный правитель города Ла- гаша, развивает в XXII в. до н.э. бурную строительную деятельность.
Почти ничего не сохранилось от воздвигнутых при нем архитектурных па- мятников. Но нам хорошо известны и лицо самого Гудеа, и скульптура его времени: около двадцати его статуй было обнаружено при раскопках. Не- которые исполнены с большим мастерством и тщательной обработкой дета- лей, явно портретные черты правителя в жреческом облачении сочетаются в них со все той же, столь типичной для шумерских скульптурных изобра- жений загадочной пристальностью взгляда, внутренней сосредоточенностью всего образа, будь то в созерцании или в молитве. Как и в современных им статуях фараонов, камень подлинно оживает в статуях Гудеа.
Реферат опубликован: 1/01/2009