Страница: 11/12
В Эламе (впоследствии вошедшем в состав иранской державы) под ко- нец неолита, в IV тысячелетии до н.э. расцвело искусство керамики, прекрасные образцы которой имеются в Эрмитаже. Сосуды, расписанные ге- ометрическими узорами со стилизованными (до неузнаваемости) изображе- ниями птиц и горного козла. Так и в скифском искусстве позднего перио- да (вспомним бронзовый конский налобник из Майкопа), то есть через тридцать веков, изображения зверей превратятся в орнамент.
"Луристанские бронзы", извлеченные из могильников XII - VIII вв до н.э. в Луристане ( в центральной части Ирана ), с фигурами зверей, замечательными по реализму в сочетании с декоративной стилизацией; че- канные изделия ахеменидского Ирана - чаши, блюда, кувшины с ручками в виде зверей, ритоны (сосуды в виде рога) с головой лошади, антилопы - 19 - или полуфигурой горного козла, равно как и уникальные по прихотливому стилистическому решению бронзовые лошадки - памятники Кобанской куль- туры ( I тысячелетие до н.э. ) на Северном Кавказе, в Осетии, родс- твенны искусству звериного стиля первобытного общества кочевников на- ших южных степей и Алтая и как бы предвещают его.
Золотые чеканные украшения меча из Келермесского кургана являют знаменательное сочетание типично скифского звериного стиля и вавило- но-ассирийских, равно как и урартских, мотивов: крылатые человеческие фигуры, напоминающие ассирийские божества, переднеазиатские геральди- ческие львы, и фигура оленя, очень схожая с той, что украшала щит, то- же найденный в Прикубанье, и которая по праву считается едва ли не ве- личайшим шедевром скифского искусства.
В курганах нашего юга памятники скифского звериного стиля покои- лись рядом с изделиями греческих мастеров, либо вывезенными из Эллады, либо изготовленными в греческих колониях Причерноморья для скифской знати. А в Пазырыкских курганах найдены самый древний ворсовой ковер (V - III вв. до н.э. - до этого известны были ковры не старше XIII в.н.э.), по-видимому привезенный на Алтай из Средней Азии или Ирана, и самая древняя китайская ткань.
Итак, от Эллады, колыбели европейской цивилизации, до стен "нед- вижного Китая". Но и эти границы должны быть расширены. Ибо звериная мощь дышит в древнейших памятниках китайского искусства, а в Европе позднего железного века динамично-декоративное искусство кельтских племен во многом родственно скифскому.
Переплетение географическое и переплетение в веках порой расп- ространяется на несколько тысячелетий, вплоть до совсем близких нам времен.
В Пермском краеведческом музее имеется крупнейшее собрание пред- метов пермского звериного стиля (хорошо представленного и в Эрмитаже).
Их изготовляли, по-видимому, в великом множестве с очень древних вре- мен до начала II тысячелетия нашей эры, а некоторые их мотивы сохрани- лись до сих пор в деревянной резьбе Приуралья. Это, например, бляхи с монументальной, широко выпяченной головой медведя, грозного хозяина тайги (отсюда и герб Перми), или чудесные "гремящие подвески", порой очень сложной формы, с болтающимися в ряд стилизованными гусиными лап- ками. В них много изящества и декоративности.
Великое искусство скифского звериного стиля не исчезло полностью вместе со скифами, хотя сарматы, пришедшие в степные просторы на смену - 20 - скифам, казалось бы, подорвали вконец его изобразительную мощь под- черкнуто беспредметной геометричностью, буйным динамизмом постоянно обновляющегося узора.
Пафос, созвучный скифскому искусству, неожиданно воодушевляет ху- дожественное творчество, возникшее гораздо позднее, в лоне совсем иной культуры.
Осло, столица Норвегии, "Музей кораблей викингов". На этих кораб- лях, которые служили им также местом погребения, викинги - предводите- ли норманнских пиратских дружин совершали набеги, наводившие трепет на средневековую Европу.
Реферат опубликован: 1/01/2009