Страница: 12/50
Цель Инструкции - создать коммерческим банкам новую форму общей финансовой отчетности, которая приблизит российские нормы бухгалтерского учета в банках к международным стандартам и практике, позволит банковским аналитикам проводить необходимый анализ (при опубликовании данных Инструкции № 17 будет создаваться обширная база для сопоставления результатов деятельности различных коммерческих банков); дать возможность лицам, заинтересованным в методах и результатах работы того или иного коммерческого банка, получить максимум доступной информации о интересующем финансовом учреждении.
Инструкция № 17 разработана в рамках государственной программы “О переходе РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики”, одобренной Верховным Советом (Распоряжение Председателя Верховного совета РФ от 14.01.93 года) и Советом Министров - Правительством РФ ((Постановление Совета Министров РФ от 12.02.93 года). Инструкция содержит требования по составлению новых форм банковской отчетности, исходя из действующего в банках РФ плана счетов. Инструкция № 17 в ряде случаев основана не на действующем законодательстве, а на мировых нормах бухгалтерского учета. В связи с этим составление новых форм отчетности потребует исправления условного исправления нескольких статей баланса.
Основополагающие правила составления общей финансовой отчетности (по Инструкции № 17).Представляемые формы отчетности обобщают информацию о ликвидности и платёжеспособности коммерческого банка. Такая информация необходима для определения способности банка своевременно выполнять свои финансовые обязательства. В этом отношении пояснительная записка к отчетам является особенно важной из-за содержащихся в ней описаний причин и следствий их взаимосвязи, сто обеспечивает полноту финансовой отчетности.
В формах отчетности также обобщается информация о рисках, связанных с активами и пассивами, учитываемыми на балансе коммерческого банка и за балансом. в целях объяснения причин существования данных рисков руководство коммерческого банка описывает в пояснительной записке к отчетности, как банк управляет рисками и контролирует их.
Активы и пассивы должны быть оценены и отражены в отчетах разумно с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски, на следующие периоды.
Правила оценки активов и пассивов должны применяться последовательно из года в год, т.е. коммерческий банк должен постоянно руководствоваться одними и теме же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или в правовом механизме.
В отчетности должны отражаться доходы и расходы, относящиеся исключительно к отчетному периоду по мере их осуществления в нём, независимо от времени поступления платежей или средств по ним.
Вследствие этого, доходы и расходы, наращенные, но не полученные или не выплаченные до конца отчетного периода, или расчет по которым переносится на будущие периоды, должны учитываться в отчетности того периода, в котором они выявлены (например, в случае выдачи ссуды, по которой клиент оплачивает проценты на каждое двадцатое число, банк должен учесть на конец отчетного периода в своих доходах оставшуюся часть процентов с 20-го числа).
Финансовые отчеты должны достаточно ясными и подробными, чтобы избежать двусмысленности, правдоподобно отражать операции коммерческого банка и их влияние на его финансовое положение с необходимыми пояснениями в записках.
Вместе с тем, Инструкция № 17 не лишена ряда недоработок: в неё не внесены все изменения, предусмотренные мировыми стандартами и необходимые для составления российскими банками отчетов, полностью приведённых в соответствие с мировой практикой [29,c.27].
Во-первых, Инструкцией не учтено влияние инфляции на финансовые показатели деятельности банков, содержащиеся в их отчетности. А это очень важно для России, поскольку в условиях инфляции, сложившихся в стране, оценка ликвидности, рентабельности, надёжности деятельности банка, степени риска отдельных операций существенно искажает определение границ, зон финансового риска.
Реферат опубликован: 24/11/2007