Страница: 6/50
Банки должны иметь доступные ликвидные активы, которые можно легко обратить в наличность, или возможность увеличить свои фонды при малейшем намёке на требование выполнения обязательств.
Управление ликвидностью банка включает в себя проведение как активных, так и пассивных операций, подразумевая наличие доступных ресурсов для быстрого увеличения ликвидности.
Основными источниками таких ресурсов традиционно являлись межбанковский рынок (МБК) и рынок ГДО, однако несоблюдение ряда необходимых правил работа на МБК и использование межбанковских кредитов не по назначению большинством участников рынка привело в августе 1995 года к кризису доверия и почти полному разрушению рынка МБК. Кризис оказался настолько глубоким, что даже спустя год полностью на восстановилось его нормальное функционирование. На сегодняшний день остаётся только рынок ГДО, его надёжность полностью зависит от готовности государства выполнять взятые на себя обязательства. Таким образом, если в силу каких бы то ни было причин государство откажется от погашения обязательств, банки смогут рассчитывать на собственные денежные средства и возвратность выданных ссуд (качество кредитного портфеля).
Целью управления активами и обязательствами как составной части управления финансами банка является получение прибыли при одновременном обеспечении ликвидности вложенных в банк средств вкладчиков и кредиторов и выполнении нормативов, установленных регулирующими органами.
Доходность банка. Эффективность банка выражается в уровне его доходности и отражает положительный совокупный результат работы банка во всех сферах его хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности. За счет доходов банка покрываются все его операционные расходы, включая административно-управленческие, формируется прибыль банка, размер которой определяет уровень дивидендов, увеличение собственных средств и развитие пассивных и активных операций.
Доходность банка является результатом оптимальной структуры его баланса как в части активов, так и пассивов, целевой направленности в деятельности банковского персонала в этом направлении. Другими важными условиями обеспечения доходности банка являются рационализация структуры расходов и доходов, расчеты процентной маржи и выявление тенденций в доходности ссудных операций, планирование минимальной доходной маржи для прогнозирования ориентировочного уровня процентов по активным и пассивным операциям.
1.5 Цели и виды анализа финансового состояния коммерческих банков
Анализ финансового состояния коммерческого банка можно представить как внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств, потенциальных клиентов (вкладчиков, акционеров), и внутренний - внутренними аналитическими службами банка.
Провести более менее четкую границу между этими двумя подходами не всегда возможно, так как используются одни источники информации (с различной степенью детализации), преследуются общие цели.
В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках, принявшего скрытые формы, проблема оценки финансового состояния банка становится особенно актуальна.
Каждый из субъектов рынка (Ц.Б., коммерческие банки, предприятия и организации, аудиторские фирмы, местные и центральные органы власти, физические лица) преследуют собственные цели при анализе финансового состояния банка. Однако общей целью анализа для всех субъектов является определение эффективности деятельности и степени надёжности банка.
Под надёжностью банка понимается его способность без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства.
То есть надёжность должна характеризоваться платёжеспособностью банка, устойчивостью его деятельностью и ликвидностью баланса.
В отличие от ликвидности и платежеспособности понятие надежности банка во многом связано с его эффективной деятельностью, в том числе с постоянным высоким уровнем ликвидности баланса. Но чтобы завоевать репутацию надежного , банк должен соответствовать ряду дополнительных требований: большая величина уставного фонда и валюты баланса, продолжительность деятельности на финансовом рынке, эффективная структура управления, налаженные партнерские отношения с надежными клиентами, высокий и устойчивый уровень прибыльности и прочее.
Реферат опубликован: 24/11/2007