Страница: 30/39
Важным является положение о том, что конкретное содержание обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности определяется, согласно данному нормативному документу, учреждениями профессионального образования с учетом примерных учебных планов и предложений заказчиков, исходя из региональных особенностей и приоритетных направлений развития малого бизнеса. Положение устанавливает также, что обучение основам предпринимательской деятельности должно носить инновационный характер, при этом необходимо широко использовать отечественные и зарубежные педагогические технологии, адаптированные к профессиональным образовательным программам и составу обучающихся и обеспечивающие конкурентоспособность будущего предпринимателя.
На сегодняшний день органы содействи занятости располагают в России многими учебными центрами (их примерно 70), предлагающими программы переподготовки для незанятого населения, включая 3-4-месячные курсы обучения основам предпринимательской деятельности. Однако этих центров не хватает, в связи с чем органы занятости на местах в пределах располагаемых средств (перечисление оплаты за обучение) вынуждены прибегать к услугам коммерческих обучающих центров, а также обучающих центров, действующих в рамках международных проектов помощи. Кроме того, как полагает большинство экспертов, системам предпринимательского обучения, действующим в структуре органов содействия занятости, не хватает взаимодействи (особенно на местах) с другими государственными и общественными институтами, действующими в интересах МП и оказывающими ему те или иные виды услуг (поддержки), что в целом приводит к некомплексности подготовки индивидов к началу собственной предпринимательской деятельности и, как неизбежное следствие, к снижению эффективности расходуемых в этой связи средств. Ключом к решению проблемы является, по нашему мнению, усиление взаимодействия органов занятости в их программах предпринимательского обучения населения с другими государственными (федеральными и особенно региональными) и общественными институтами, действующими в сфере развития и поддержки МП, прежде всего, региональными фондами поддержки, региональными агентствами поддержки малого бизнеса, центрами Морозовского проекта, бизнес-школами РАБО и пр.
Другим ключевым звеном в системе бизнес-обучения в России в настоящее врем являются коммерческие бизнес-школы, которых насчитывается (данные на конец 1996 г.) более 600. Из них 40-50 способны, по оценкам экспертов, вести подготовку управленческого аппарата высшего уровня. За последние 2 года российские бизнес-школы выпустили порядка 6 000 человек как специалистов-руководителей высшего уровня. Это количество, скорее всего, уже превышает практические потребности сферы МП, особенно на начальной стадии его развития, когда нужны в первую очередь массовые и доступные системы обучения. Для действующих МП в большинстве случаев приоритетны специальные программы обучения и повышения квалификации, не требующие значительного отвлечения времени и средств.
В этой связи большое значение в развитии систем бизнес-обучения и их становлению в регионах России имел и имеет так называемый “Морозовский проект” (российский координатор - Академия менеджмента и рынка), в рамках которого прошли подготовку и переподготовку свыше 50 тыс. человек (с учетом всех региональных программ). Участвуют в обучении малых предпринимателей и действующие в стране бизнес-инкубаторы и техно-парки. Их системы обучения ориентированы в большей мере на тех, кто уже начал свое дело и характеризуются высокой степенью профессиональной (отраслевой) специализации. Со стороны фактически действующих руководителей и менеджеров МП растет спрос на дистанционное обучение основам предпринимательства, управления, маркетинга, работы с персоналом и пр.
Реферат опубликован: 12/08/2009