Страница: 33/39
Закон и развивающие его нормативные документы должны:
четко определить и разграничить полномочия Федерации, ее субъектов и систем местного самоуправления в регулировании, а также налоговом и ином льготировании участников лизинговых отношений;
создать дополнительные стимулы дл территориальной “деконцентрации” лизинговых отношений за счет создания на местах в регионах новых региональных лизинговых компаний, т.к. только это сделает лизинговые услуги действительно доступными для широкого круга российских МП;
желательно, чтобы закон закрепил идею поддержки возникновения и функционировани лизинговых компаний региональными органами власти и управления (в т.ч. через фактор прямого участия в их капитале) с целью активизации инвестиционного процесса на местах, в том числе, и стимулируя инвестициями ускоренное развитие малого предпринимательства;
представляется целесообразным применительно к сфере лизинговых отношений разработать дополнительную систему критериев субъектов малого предпринимательства с тем, чтобы обеспечить строго целевой, адресный характер льгот, возникающих в данном случае как для лизингодателей, так и дл лизингополучателей.
Необходимы поправки и дополнения к уже действующим нормативным актам. Так, в Федеральном законе “О развитии и государственной поддержке малого предпринимательства .” необходимо:
нормативно закрепить региональные ориентиры государственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства, ориентацию этой политики на цели и условия социально-экономического развития, сложившиеся в различных типах регионов России;
нормативно закрепить перенос центра тяжести государственной поддержки МП со “всеохватывающих” налоговых льгот, инвестиционной поддержки и иного финансировани МП на целевые меры по созданию условий дл лучшего обеспечения определенных категорий МП необходимым оборудованием, прежде всего через механизм лизинга;
установить конкретные схемы предоставления гарантий, в том числе и государственных, для лизингодателей и структур, обеспечивающих финансирование лизинга для МП, которые открывали бы новые возможности привлечения внебюджетных финансовых средств коммерческих структур и банков — как отечественных, так и зарубежных.
Специальное правовое регулирование должно сделать легитимным практику оперативного лизинга. Это позволит, в частности, относительно морально быстро устаревающего оборудования, выделить два “эшелона” МП-лизингополучателей. В первом эшелоне - наиболее продвинутые предприятия (в том числе, МП), заинтересованные в краткосрочном использовании наиболее современного оборудования и его быстрой последующей замене без приобретения такового собственность (дорогой лизинг). Во втором эшелоне - прочие предприятия, в частности, стартовые МП, готовые пока довольствоваться не самой современной, но зато и наиболее доступной техникой (дешевый лизинг), в том числе, и с приобретением ее в итоге в собственность.
Достижение высокой инвестиционной эффективности лизинга требует также органично включить в число объектов лизинговых отношений недвижимость. Последнюю трудно включить в число объектов финансового лизинга с традиционной процедурой перехода права собственности по завершении договора лизинга. В подобном случае срок договора лизинга пришлось бы устанавливать в 30-50 лет, что в среднем составляет срок службы объектов недвижимости (пассивная часть основных фондов). Легитимность оперативного лизинга позволит также широко перейти к лизингу по “единым имущественным комплексам”, включая лизинг оборудования, производственных, торговых и иных нежилых помещений. Закон должен установить четкие гарантии лизингополучателям в отношении их права на долгосрочную аренду земельных участков.
Реферат опубликован: 12/08/2009