Страница: 8/39
Примером активного внутриотраслевого регулирования лизинговых отношений может служить развитие лизинговых услуг в агропромышленном комплексе (АПК), тем более, что это - перспективная сфера развития малого бизнеса, например, в форме малых перерабатывающих, сервисных и иных предприятий. Этот круг вопросов включен в Федеральный закон “О государственном регулировании агропромышленного производства” № 100-ФЗ 14 июл 1997 г. Характерно, что здесь вопросы развити лизинговых отношений (и это целесообразно и дл сферы малого предпринимательства в целом) прямо рассматриваются в рамках политики государственной поддержки конкретных отраслей хозяйства.
Перечень имущества, являющегояс предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в сфере агропромышленного производства определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (Постановлением Правительства РФ “О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации” № 1367 от 29 октября 1997 г. утвержден порядок обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга)).
Основные выводы по блоку вопросов нормативно - правового регулирования лизинговых отношений могут быть сформулированы следующим образом:
§ действующая нормативно-правовая база рынка лизинговых услуг допускает возможность практического развития лизинговых отношений, однако не покрывает многих важных и перспективных направлений этих отношений, что существенно ограничивает их вклад в наращивание инвестиционной активности в российской экономике;
§ действующая нормативно-правовая база рынка лизинговых услуг не содержит положений о льготах и преимуществах малых предприятий как участников лизинговых отношений, что снижает доступность этих услуг для них.
Все сказанное выше позволяет характеризовать нормативно-правовую базу развития рынка лизинговых услуг в российской экономике как неудовлетворительную, в том числе и с точки зрения привлечения на этот рынок малых предприятий России.
Новый Федеральный закон “О лизинге” и проблемы учета интересов малого предпринимательства в сфере лизинговых услуг.
Несмотря на обилие отдельных, часто фрагментарных нормативных документов, основна нагрузка в обеспечении качественно нового уровня правового регулирования рынка лизинговых услуг и его доступности для представителей малого бизнеса ложится на Федеральный закон “О лизинге”.
Как уже было отмечено, еще несколько лет назад предполагалась подготовка данного закона с учетом специфики интересов малого предпринимательства в сфере лизинговых услуг. К сожалению нынешний вариант закона “освобожден” от проблематики малого предпринимательства.
Закон не учитывает специфику входа малых предприятий на рынок лизинговых услуг, что проявляется в отсутствии достаточных собственных реальных активов, которые могли бы являться обеспечением лизинговой сделки; в ограниченности оборотных средств дл эффективной реализации инвестиционного проекта через систему лизинга; в недостаточно высоком уровне менеджмента по долговременным инвестиционным проектам; в слабом развитии (или ограниченной доступности для МП) ряда рынков, смежных с рынком лизинговых услуг (технических услуг, сырья и материалов и прочее). Если это не было предметом самой лизинговой сделки, проектом закона это предусмотрено в виду так называемых “дополнительных услуг”). По существу, имеющийс законопроект не изменяет нынешней ситуации, при которой специальных льгот в сфере лизинга дл малых предприятиях не предусмотрено.
Реферат опубликован: 12/08/2009