Страница: 31/39
С точки зрения дальнейших перспектив развития систем обучения для российского предпринимательства, в частности малого бизнеса, необходимо отметить Указ Президента РФ “О подготовке управленческих кадров дл организаций народного хозяйства Российской Федерации” № 774 от 23 июня 1997 г. и соответствующее ему Постановление Правительства РФ № 1164 от 15 сентября 1997 г. Эти документы определяют “Программу подготовки управленских кадров дл организаций народного хозяйства РФ”, реализаци которой стала возможной благодаря поддержке ряда иностранных государств, выразивших намерение поддержать процесс формировани нового слоя управленческих кадров дл российской экономики в условиях ее перехода к рынку. Участие в программе, помимо прочего, позволяет получить документ об образовании государственного образца. Программа предусматривает ежегодную подготовку и переподготовку в России и за рубежом 5000 руководителей высшего и среднего звена.
Программа сама по себе не предусматривает явных приоритетов или фиксированных квот для представителей малого бизнеса. Однако важно то, что подбор кандидатов на участие в названной программе обучения в основном адресуется регионам России, что позволяет надеяться на сбалансированное участие в программе обучения представителей крупного, среднего и малого предпринимательства. Так, реализуя данные решения (См. Распоряжение Мэра г. Москвы № 399-РМ от 20 апреля 1998 г.), Москва выбирает оператором по данному вопросу Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы. Это гарантирует, что интересы малого бизнеса не будут забыты при реализации данной образовательной программы.
II.6. Рекомендации по совершенствованию нормативно-правового обеспечения, регулирующего формирование и функционирование благоприятной “внешней среды” развития российского малого предпринимательства
Анализ действующего в Российской Федерации нормативно-правового исследуемых элементов внешней среды развития российского малого предпринимательства позволяют сделать следующие практические рекомендации по его совершенствованию.
Общие рекомендации в области нормативно-правового обеспечения
В нормативно-правовых документах следует четко выделить и конкретизировать сам компонент “помощи” или “содействия” МП при их обращении к различным видам деловых услуг - услуг лизинга, информационных услуг, услуг консультирования и образовательных услуг. Это связано с тем, что в сложившихся условиях представители малого бизнеса не могут на равных конкурировать на рынках указанных услуг с более крупным бизнесом, оплачивать их в режиме самоокупаемости провайдеров. Поскольку компонент государственной помощи жестко ограничен финансово-бюджетными факторами, решение проблемы возможно только на основе адресности указанной помощи и повышения ее эффективности при неизбежной минимизации вложения бюджетных средств всех уровней. Дл обеспечения адресности и эффективности поддержки МП следует решать задачи:
более гибкого структурировани субъектов МП как получателей различных видов государственного содействия (“микро”, “малые” и “средние” предприятия, а также “стартовые”, “устойчивые” и “прогрессирующие” представители малого и среднего бизнеса в зависимости от степени их хозяйственной зрелости и устойчивости на рынке и, соответственно, выделения форм помощи, приоритетно оказываемой конкретным субъектам предпринимательства;
гибкого федерального регулирования (с помощью рычагов федеральной финансовой помощи) регионального и местного нормотворчества в области развития и поддержки МП с целью не допустить ни “зарегулированности” малого бизнеса, ни среды “правового вакуума”, открывающего каналы бюрократического произвола в отношении МП. Необходима активизация федерального воздействия на ускорение формировани регионально-муниципального звена нормативно-правового регулирования всех элементов внешней среды развития и поддержки малого предпринимательства, используя для этого рычаги федеральной помощи/участия в финансировании региональных программ поддержки, пилотных программ, инвестиционных проектов и пр. Наличие необходимого минимального пакета нормативных актов должно стать условием предоставления федеральной помощи регионам в реализации программ и отдельных мер поддержки малого бизнеса;
Реферат опубликован: 12/08/2009