Страница: 35/39
Наряду с поддержкой отечественных производителей, развитие лизинга нуждается и в расширении поступления оборудования и современной техники по импорту, что требует введения определенных таможенных льгот, в частности, отсрочки уплаты таможенных пошлин до перехода объекта лизинга в собственность лизингополучателя, причем с начислением пошлин на остаточную стоимость объекта лизинга. Подобные меры уже предполагались, когда лизинговые отношения и их правовое регулирование находились в самой начальной фазе и нормативные документы принимались по проектам лизинга, в частности и международного.
Для нормализации стимулировани деятельности лизинговых компаний необходимо (с учетом действующей зарубежной практики) признать их особой категорией финансовых институтов и внести уточнения в действующее определение налогооблагаемого дохода лизинговой компании, поскольку существующая методика учитывает в качестве вычитаемых затрат только расходы компании на сам объект лизинга, что не охватывает всех операционных расходов компаний. Необходимо заложить в лизинговые платежи компенсацию известных рисков, связанных с осуществлением лизинговой деятельности.
Необходимо уточнить порядок использования имеющихся налоговых льгот дл участников лизинговых операций, которые сегодня действуют недостаточно эффективно (замена льгот по НДС льготой по налогу на прибыль, введение единой льготы по налогу на приобретение транспортных средств, по налогу на имущество и пр.).
Путем поправок к закону о налогообложении банков целесообразно закрепить предоставление банкам, кредитующим лизинговые компании, особенно преимущественно работающие с МП, специальных налоговых льгот, аналогичных тем, которые имеют банки, осуществляющие прямое кредитование малого бизнеса. Это же относится к банкам, непосредственно создающим свои лизинговые компании. Подобная практика, приближающая лизинг к устойчивым источникам кредитных ресурсов, должна получить опережающее развитие.
Целесообразно внести ряд поправок в нормативные документы, регулирующие лицензирование лизинговой деятельности. Это связано с тем, что по действующему законодательству крупные предприяти самостоятельно не могут получить лицензию на лизинговую деятельность, т.к. они не могут обеспечить закрепленного в нормативных документах требования приоритетного характера лизинговой деятельности (не менее 40% совокупного дохода данного хозяйствующего субъекта). В этих условиях крупные предприятия вынуждены либо создавать собственные лизинговые компании (что не всегда оправдывает себя по объему проводимых операций), либо искать партнерских связей с другими лизингодателями и специализированными фирмами, либо вообще отказываться от лизинга как специфической формы реализации своей продукции.
Необходимо создать нормативную базу для радикального улучшения оперативной информации всех потенциальных участников-партнеров в сфере лизинговых отношений через печатные и электронные средства массовой информации.
В той или иной нормативной форме (например, в виде Постановления Правительства РФ) целесообразно закрепить правовую, организационно-экономическую и институциональную связь лизинга с другими формами поддержки МП. Другими словами, включить услуги лизинга в модель “пакетного подхода” в практике оказания поддержки МП, особенно стартового характера. Актуальна иде “пакетного подхода”, т.е. интеграции усилий лизинговых компаний и “бизнес-инкубаторов”, имеющих возможность оказать содействие лизингополучателям производственными помещениями, обучением персонала, технико-консультационным содействием, маркетинговыми разработками. Практически много из названного выше можно было бы достигнуть на основе разработки и принятия названного выше Федерального закона “О региональных центрах поддержки малого предпринимательства”.
Реферат опубликован: 12/08/2009