Введение в профессию

Страница: 1/22

План:

1. Основные виды деятельности психолога.

а) Психодиагностическая работа.

б) Психологическое консультирование.

- основные направления, области и принципы психологического консультирования.

- беседа как базовый метод психологического консультирования.

в) Психотерапевтическое воздействие.

- психотерапия как основа психологической поддержки личности.

- Направления психотерапевтической работы.

г) Коррекционно-развивающая деятельность.

- виды и принципы организации психологической коррекции

д) Психопрофилактическая работа.

Используемая литература:

А.К. Болотова, И.В. Макарова. Прикладная психология.

Ю.Е. Алешина. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.

Ю.М. Жуков. Позиция психолога-практика.

Б.Д. Карвасарский. Психотерапия.

Е.А. Климов. Как выбирать профессию.

Реальным продуктом профессиональной деятельности практи­ческого психолога являются обсуждаемые и совместно с клиентом выработанные системы социальных взаимодействий и программы поведения, обеспечивающие оптимальные условия жизнедеятель­ности и нейтрализующие негативные последствия пережитых жиз­ненных напряжений и проблем в соответствии с возрастными воз­можностями и индивидуально-личностными особенностями.

Практический психолог ориентирует клиента в его целях, по­могает увидеть ситуацию с разных сторон и выбрать оптимальный способ решения проблемы и выхода из травмирующей ситуации. Поиск разрешения конфликтных социальных взаимодействий, а также формы работы с конкретными запросами и составляют ос­новные направления деятельности практического психолога

Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога, описанных и представленных в разнообразных литера­турных источниках, считаем целесообразным выделить следующие:

- психодиагностическую работу;

- психологическое консультирование;

- психотерапевтическое воздействие;

- коррекционно-развивающую деятельность;

- психопрофилактическую работу.

Установление психологическогодиагноза — одна из задач, стоящих

перед практическим психологом.

Психологическая диагностика может пониматься в широком и уз­ком смысле. В широком смысле она сближается с измерением вооб­ще или с психометрикой — наукой об измерении индивидуальных различий и практикой использования психологического знания. В более узком смысле имеется в виду измерение индивидуально-психологических особенностей личности, основу которого состав­ляют классификация и ранжирование людей по психологическим и психофизиологическим признакам [Гуревич и др., 1981]. Психоло­гическая диагностика базируется на использовании психодиагнос­тических инструментов и методов, позволяющих осуществлять при­менение современного статистического аппарата, обеспечивающе­го надежность и достоверность полученных данных.

В психодиагностическом обследовании можно выделить три ос­новных этапа: сбор данных; переработку и интерпретацию дан­ных; вынесение решения (диагноз и прогноз) [Гриншпун, с. 11]. Диагноз как основная цель психодиагностики может устанавли­ваться на разных уровнях: первый уровень — симптоматический, или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается кон­статацией особенностей или симптомов (признаков); второй уро­вень — этиологический, учитывающий не только наличие характе­ристик, но и причины их возникновения; третий, высший уровень — уровень типологического диагноза, заключающийся в определе­нии места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека [Бурлачук, Морозов, 1989]. В своей практической работе психолог часто ограничивается диагнозом первого уровня, в основе которого лежит применение того или иного психодиагностического инструмента.

Реферат опубликован: 5/06/2007