Страница: 1/22
План:
1. Основные виды деятельности психолога.
а) Психодиагностическая работа.
б) Психологическое консультирование.
- основные направления, области и принципы психологического консультирования.
- беседа как базовый метод психологического консультирования.
в) Психотерапевтическое воздействие.
- психотерапия как основа психологической поддержки личности.
- Направления психотерапевтической работы.
г) Коррекционно-развивающая деятельность.
- виды и принципы организации психологической коррекции
д) Психопрофилактическая работа.
Используемая литература:
А.К. Болотова, И.В. Макарова. Прикладная психология.
Ю.Е. Алешина. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
Ю.М. Жуков. Позиция психолога-практика.
Б.Д. Карвасарский. Психотерапия.
Е.А. Климов. Как выбирать профессию.
Реальным продуктом профессиональной деятельности практического психолога являются обсуждаемые и совместно с клиентом выработанные системы социальных взаимодействий и программы поведения, обеспечивающие оптимальные условия жизнедеятельности и нейтрализующие негативные последствия пережитых жизненных напряжений и проблем в соответствии с возрастными возможностями и индивидуально-личностными особенностями.
Практический психолог ориентирует клиента в его целях, помогает увидеть ситуацию с разных сторон и выбрать оптимальный способ решения проблемы и выхода из травмирующей ситуации. Поиск разрешения конфликтных социальных взаимодействий, а также формы работы с конкретными запросами и составляют основные направления деятельности практического психолога
Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога, описанных и представленных в разнообразных литературных источниках, считаем целесообразным выделить следующие:
- психодиагностическую работу;
- психологическое консультирование;
- психотерапевтическое воздействие;
- коррекционно-развивающую деятельность;
- психопрофилактическую работу.
Установление психологическогодиагноза — одна из задач, стоящих
перед практическим психологом.
Психологическая диагностика может пониматься в широком и узком смысле. В широком смысле она сближается с измерением вообще или с психометрикой — наукой об измерении индивидуальных различий и практикой использования психологического знания. В более узком смысле имеется в виду измерение индивидуально-психологических особенностей личности, основу которого составляют классификация и ранжирование людей по психологическим и психофизиологическим признакам [Гуревич и др., 1981]. Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, позволяющих осуществлять применение современного статистического аппарата, обеспечивающего надежность и достоверность полученных данных.
В психодиагностическом обследовании можно выделить три основных этапа: сбор данных; переработку и интерпретацию данных; вынесение решения (диагноз и прогноз) [Гриншпун, с. 11]. Диагноз как основная цель психодиагностики может устанавливаться на разных уровнях: первый уровень — симптоматический, или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков); второй уровень — этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения; третий, высший уровень — уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека [Бурлачук, Морозов, 1989]. В своей практической работе психолог часто ограничивается диагнозом первого уровня, в основе которого лежит применение того или иного психодиагностического инструмента.
Реферат опубликован: 5/06/2007