Страница: 20/22
Принцип “нормативности” требует учета основных закономерностей психического развития, последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий. Психологические особенности возрастных этапов определяются, согласно теории Л. С. Выготского, следующими критериями:
1) социальной ситуацией развития, системой отношений, в которую ребенок вступает в обществе, тем, как он ориентируется в общественной жизни;
2) основным, или ведущим, типом деятельности ребенка в этот период;
3) основными новообразованиями развития. Исходя из принципа “нормативности”, принимается некоторая “возрастная норма”. При определении стратегии коррекционной работы, выбора ее целей необходимо исходить из сопоставления идеального “эталонного” нормативного развития и особенностей развития конкретного индивида. Задавая эталон развития на том или ином возрастном этапе, принцип нормативности дает прообраз будущего развития ребенка. Ближайшие перспективы развития определяются актуальной ситуацией, имеющей решающее значение для формирования будущей личности. Таким образом, при составлении коррекционных программ очень важно исходить из понимания уникальности каждого возрастного этапа и использовать все потенциальные возможности и ресурсы, заложенные в каждом возрасте.
Ориентируясь на нормативную идеальную модель развития,, необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка. В связи с этим при определении необходимости и , цели проведения коррекции задача психолога состоит в том, чтобы исходя из результатов проведенного психологического обследования ребенка тщательно обосновать “оптимум” достижений ребенка в пределах возрастной нормы [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990].
Принцип системности требует прежде всего учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе, гетеро-хронности, разновременности созревания различных психических функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. “Каждая из психических функций имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития. Наблюдаются сензитивные периоды ее более быстрого, скачкообразного развития и периоды относитель-
ной замедленности формирования” [Лебединский, 1985]. Реализация этого принципа в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление о системе причинно-следственных связей.
Принцип системности основывается также на идее о системном строении дефекта, сформулированной Л. С. Выготским (1960), который различал в нарушенном развитии две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (например, нарушение слуха и зрения при поражении органов чувств), и вторичные — нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, — так называемое специфическое недоразвитие (например, недоразвитие речи у детей с нарушениями слуха). Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде (например, в дошкольном возрасте наиболее уязвимыми являются тонкая моторика и речь, именно они страдают при воздействии в данном возрасте самых различных вредностей: инфекционных заболеваний, хронических заболеваний, психических травм). Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная депривация.
Реферат опубликован: 5/06/2007