Страница: 7/22
Консультант должен уметь поддерживать позитивные отношения с самыми разными людьми — консультативный контакт позволяет “переступить” через преграды, которые обычно считаются непреодолимыми. Если в каком-либо случае консультант не в состоянии перебороть себя, он обязан направить клиента к коллеге.
Безусловность означает, что базовая установка консультанта не колеблется в зависимости от эмоционального состояния и поведения клиента. Безусловное позитивное отношение представляется не только сложным, но и довольно противоречивым феноменом, так как требование безусловности уважения противоречит другим требованиям, предъявляемым к консультанту (например, искренности). Говоря о безусловности принятия, следует различать субъективный мир клиента и его внешнее поведение. Безусловность направлена на принятие чувств, фантазий, мыслей, желаний клиента, однако это не означает, что консультант принимает любое поведение и поступки клиента.
Искренний интерес к проблемам клиента, подлинное желание помочь ему, максимальная концентрация внимания консультанта только на клиенте, его переживаниях и высказываниях, конфиденциальность встреч позволяют создать атмосферу доверия и безопасности для клиента, необходимую для его самораскрытия и самопознания, делают возможным откровенное обсуждение личных, глубоко интимных проблем. Однако важно не только создать консультативный контакт, но и поддерживать его на протяжении всей встречи. Многие исследователи выделяют специальные техники ведения консультативной беседы, использование которых помогает установить доверительные отношения и поддерживать их. Далее рассмотрим некоторые из техник и принципов организации беседы. Но прежде хотелось бы отметить, что консультативная беседа не есть набор последовательно применяемых техник, она должна быть живой, непринужденной и естественной.
1. Очень важно для консультанта умение слушать своего клиента. Чтобы его услышать, консультант должен прежде всего дать клиенту возможность говорить, ограничив свою речь в диалоге. Этот прием имеет свой психотерапевтический смысл: в сложной напряженной жизненной ситуации человеку необходимо выговориться. По мнению Ю. Е. Алешиной, “за счет того, что собеседник внимательно и эмпатически слушает, создавая таким образом атмосферу полного доверия, у рассказчика возникает ощущение облегчения, освобождения от напряжения и беспокойства” [Алешина, 1994]. Выговориться, быть выслушанными — основная потребность многих людей, которые обращаются за психологической помощью. Кроме того, рассказывая свою историю, человек не просто освобождается от напряжения, очищается, выплакивает свою боль, вместе с тем идет серьезная внутренняя работа по переосмыслению фактов, проблем, взаимоотношений, что в свою очередь способствует принятию необходимых решений.
Наиболее важным аспектом в слушании является обратная связь, благодаря которой у собеседника создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который понимает и сопереживает. Для того чтобы клиент чувствовал психологическую поддержку, слушание консультанта должно быть активным и эмпатическим. Активное выслушивание предполагает постоянное уточнение и прояснение правильности понимания информации, которую хочет донести клиент. Уточняющие вопросы обеспечивают адекватную обратную связь, у клиента появляется уверенность, что его слушают и понимают. Однако для консультанта важно точное понимание не только на информационном уровне, но и на уровне чувств и переживаний клиента. Эмпатическое слушание предполагает прояснение и отражение эмоциональных состояний клиента.
Реферат опубликован: 5/06/2007