Страница: 4/22
Основным методом психологического консультирования является консультативная беседа. На первый взгляд это выглядит очень просто: психолог-консультант разговаривает со своим клиентом, и ничем особенным эта беседа не отличается от общения в других ситуациях, например с другом или приятелем. Один человек рассказывает другому о том, что его волнует, о своих переживаниях, страхах и проблемах. Однако эта кажущаяся поверхностная простота. Профессиональная консультативная беседа обладает своими внутренними принципами и законами организации, соблюдение которых делает возможным оказание в ходе беседы психологической помощи и поддержки. Трудность овладения навыками ведения консультативного диалога заключается в том, что этому нельзя научиться, читая книги или слушая лекции. Только на практике, работая совместно с тренером или супервизором, который поможет анализировать ход беседы, будет отслеживать и затем обсуждать динамику процесса, указывать и исправлять ошибки, можно достичь успехов в профессиональной подготовке.
Беседа является основным методом не только консультирования, но и психотерапии, однако суть его в разных направлениях оказания психологической помощи разная. Различие проявляется уже на уровне названия, традиционно беседу в психотерапии называют психотерапевтическим интервью, под которым понимают “прежде всего метод воздействия, часто основной набор технологий в психотерапии, главный результат которого состоит в его терапевтическом эффекте, в разрешении проблем и улучшении состояния пациента” [Макаров, 2000]. Интервью предполагает участие двух неравных по занимаемым позициям сторон: интервьюера и интервьюируемого, т.е. ведущего и ведомого, в то время как беседа — это изначально общение двух равноправных участников, это диалог как универсальный способ познания другого. Наивысшим уровнем развития консультативной беседы является создание такой ситуации общения, в которой возможно раскрытие границ внутреннего мира каждого участника.
Консультативная беседа — это не стихийный процесс, она имеет свои закономерности развития, свою структуру. Ю.Е. Алешина условно делит беседу консультанта с клиентом на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы [Алешина, 1994]. Последовательная смена этапов структурирована по времени таким образом: I этап — 5—10 мин, II этап — 25—35 мин, III этап — 10— 15 мин, IV этап — 5—10 мин.
Ролло Мэй в книге “Искусство психологического консультирования” также выделяет четыре этапа развития консультативного процесса, однако суть их несколько отлична. Первая часть встречи — установление контакта с клиентом, достижение раппорта. Вторая, “главная часть встречи — исповедь”. Далее “наступает стадия толкования”. И наконец, последняя фаза консультирования — “трансформация личности, что является завершением и целью всего процесса” [Мэй, 1994]. Приведенные выше попытки описать динамику процесса психологического консультирования позволяют сделать вывод о том, что структурирование консультативной беседы во многом зависит от теоретических установок и направленности консультанта.
В книге “Основы психологического консультирования” Р. Кочюнас приводит эклектичную модель структуры консультативного процесса, предложенную В. Е. Гилландом с сотрудниками: “Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования любой ориентации” [Кочюнас, 1999, с. 18]. Перечислим эти стадии.
Реферат опубликован: 5/06/2007