Страница: 9/22
5. Для выявления скрытого, но существенного содержания используется интерпретация того, что рассказывает клиент. Интерпретация — важный шаг в процессе консультирования, имеющий характер психологического воздействия и дающий клиенту возможность по-иному увидеть и понять поведение свое и окружающих. Сущность интерпретаций и возможность их использования в консультативном процессе во многом определяются теоретическими установками консультанта.
Продуктивность интерпретирования зависит от двух факторов: от готовности клиента к принятию интерпретации и от адекватности момента. В связи с этим не уместно пользоваться этим приемом на начальных этапах консультирования. Интерпретация должна связываться с тем, что клиент уже знает. Своевременность и адресованность личности, имеющей достаточный опыт в самопознании, усиливает терапевтическую ценность интерпретации, несоблюдение этих условий может привести к сопротивлению со стороны клиента, к враждебности или к эмоционально равнодушной реакции, свидетельствующей об ослаблении межличностного контакта. Несмотря на значимость интерпретации, не следует ею злоупотреблять, формулировать интерпретации лучше в виде допущений или выдвигаемых гипотез, в этом случае они легче принимаются клиентами и не вызывают резкого сопротивления и актуализации защитных механизмов.
6. Консультативная беседа предполагает эмоциональную вовлеченность не только клиента, но и самого консультанта. Диалог-общение предполагает самораскрытие с обеих сторон. Однако со стороны консультанта важно, чтобы самораскрытие было уместным и служило интересам клиента. Говоря о своих чувствах, консультант дает пример открытости в общении, приглашая клиента к более откровенной беседе. Открытость консультанта придает смелости клиенту, создает атмосферу безопасности, увеличивает взаимное доверие.
Рассказывая о своем опыте и своих переживаниях, психолог придерживается принципа “здесь и сейчас”, акцентируя внимание на той ситуации, которая связывает консультанта и клиента, не обращается к прошлому или другим ситуациям, которые не имеют отношения к проблемам клиента и далеки от него. Важно, чтобы консультант не злоупотреблял самораскрытием, здесь очень важен фактор времени. Преждевременное самораскрытие, самораскрытие вне контекста беседы тормозят общение, снижают его продуктивность, могут испугать клиента. Необходимо учитывать уместность и своевременность личной информации, соблюдать принцип пошагового продвижения в самораскрытии по мере развития и углубления содержания, взаимности и доверительности отношений.
Мы обсудили некоторые, наиболее важные принципы (техники) ведения консультативной беседы, усвоение которых поможет сделать процесс психологического воздействия эффективным. Однако следует отметить, что реально овладеть умением вести консультативную беседу можно только через длительную супервизорскую практику, именно в этом случае формируется необходимая для полноценной и продуктивной работы профессиональная рефлексия.
Психологическое консультирование, ориентированное на решение
конкретной проблемы и достижение конкретной цели, служит своеобразной ступенькой к более длительной и глубокой психотерапевтической работе.
Психологическое консультирование — это ориентированная на проблему работа с клиентом, так называемое проблемно-ориентированное консультирование, а психотерапия — это работа с глубинными уровнями самопознания личности, или личностно-цен-трированная терапия.
По традиции, существующей в психотерапии, обратившийся за психологической помощью человек называется пациентом, а не клиентом. Важное отличие психотерапии от психологического консультирования состоит и в том, что между пациентом и психотерапевтом устанавливаются особые отношения, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия. В консультировании подобные вопросы не всегда являются предметом обсуждения. Психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным, в то время как психотерапия может длиться несколько лет. Кроме того, работа психотерапевта требует специальной подготовки, включающей ряд необходимых этапов: собственный индивидуальный психотерапевтический опыт в качестве клиента, затем длительный период супервизорской практики и, наконец, собственную психотерапевтическую практику под контролем супервизора [Алешина, 1994; Поляков, Спиваковская, 1985]. Требования к образованию специалистов по психотерапии значительно более жесткие и включают в себя наряду с теоретической психологической подготовкой и определенные медицинские знания.
Реферат опубликован: 5/06/2007