Страница: 6/22
Однако некоторые специалисты обращают внимание на естественные ограничения в проявлении искренности и открытости со стороны консультанта,. Речь идет о том, насколько психологу следует
раскрываться перед клиентом, делиться собственными чувствами, соображениями по поводу консультирования. Откровенность консультанта в отношениях с клиентом имеет предел: консультант не обсуждает и не решает собственных проблем с клиентом.
Эмпатию определяют как идентификацию с другим лицом, при которой становится возможным взаимопонимание разных людей. Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность “вжиться” в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире, не разделяя содержание этого мира на правильное и неправильное, хорошее и плохое. Безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя.
Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от клиента, т.е. сохранить самость. К. Роджерс писал: “Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном сохранении собственного взгляда на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становится недоступно” [Роджерс, 1994].
Поэтому сопереживание консультанта клиенту никогда не должно быть тотальным, а только частичным и временным.
Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. В этом смысле она представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс. Третьим аспектом эмпатии в консультировании является, как отмечает К. Роджерс, передача ее клиенту. Важно не только понимать и сопереживать клиенту, но и показать это ему, что осуществляется самыми разными способами — молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, точной метафорой, рассказывая какую-нибудь историю и т.п. Однако эмпатия, которую консультант может выражать различными способами, не сводится к сумме отдельных техник, умелому общению, навыкам, вырабатываемым с помощью определенных тренировок. Уникальная способность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении клиента — умении вникнуть в его невербальное поведение и чувства, в сказанное об этих чувствах и на основании интуиции понять, что клиент говорит откровенно и о чем умалчивает и т.д.
Безусловное уважение клиента — безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности. “Безусловное позитивное отношение” — это терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента, словно ты сам являешься его частью. Позитивное отношение не выдвигает условий типа “ты мне понравишься, если будешь таким-то”, исключается также установка на хорошие и плохие качества. Необходимо вобрать все социальные чувства клиента: не только положительные — зрелые, но и негативные — отталкивающие и пугающие, защитные и ненормальные. Следует смириться с противоречивостью клиента. В подобном отказе терапевта от собственнических установок и попыток удовлетворения своих запросов и проявляется забота о клиенте. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жизнью. [Роджерс, 2000].
Реферат опубликован: 5/06/2007