Страница: 5/22
1. Исследование проблем — установление контакта с клиентом и достижение обоюдного доверия.
2. Двумерное определение проблем — стремление консультанта точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как когнитивные, так и эмоциональные их аспекты, уточнение проблем, достижение одинакового их понимания клиентом и консультантом.
3. Идентификация альтернатив — выяснение и открытое обсуждение возможных альтернатив решения проблем.
4. Планирование — критическая оценка альтернатив решения.
5. Деятельность — последовательная реализация плана решения проблем.
6. Оценка и обратная связь — совместное оценивание уровня достижения цели и обобщение достигнутых результатов.
Выделение в процессе консультирования этапов необходимо для его понимания и анализа, однако в реальности процесс значительно обширнее, сложнее и не так четко структурирован, выделение стадий условно и их взаимоотношения в практической работе не столь однозначны, как это представляет любая схема.
Общим фактом, на который обращают внимание все исследователи, является то, что начало консультативного процесса, первый его этап, заключается в установлении особых отношений между психологом и клиентом. Эти отношения можно определить как консультативный контакт, построенный на доверии клиента психологу. Необходимость установления доверительных отношений как одно из наиболее важных условий возможности консультирования подчеркивается всеми психологами вне зависимости от того, в какой сфере они оказывают свои услуги — в сфере возрастного консультирования [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990]; индивидуального консультирования [Кочюнас, 1999]; семейного консультирования [Алешина, 1994]; психологического консалтинга в области менеджмента и корпоративного производства [Тобиас, 1999] и др.
Однако определение и понимание сущности консультативного контакта не столь однозначны. Тем не менее можно выделить несколько уникальных черт, отражающих суть этого сложного явления:
- эмоциональность (контакт возникает не столько на уровне понимания, сколько на уровне переживания, чувствования);
- интенсивность (это искренние отношения, построенные на взаимном обмене переживаниями);
- динамичность (консультативный контакт не есть что-то зас- тывшее, неизменное);
- конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствуют доверительности);
- поддерживающий характер (постоянная поддержка со стороны консультанта создает у клиента чувство безопасности - отношений) [Кочюнас, 1999].
Создание атмосферы доверия, терапевтического климата является основной задачей психолога на начальном этапе консультирования и зависит прежде всего от его личностных качеств и установок по отношению к клиенту и консультативному процессу. Для установления обоюдного доверия консультанту особенно необходимы качества, выделенные в 1951 г. К. Роджерсом: искренность, эмпатия и безусловное уважение к людям.
Искренность консультативного контакта (конгруэнтность) — один из важнейших элементов создания терапевтического климата. Искренности нельзя научиться, однако консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность означает, что “в межличностных отношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания . Он должен оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта”.
Искренний консультант остается самим собой, а не прячется за маской и не старается исполнить роль. Он естествен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соответствие высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испытывающий тревоги консультант способствует комфортному состоянию клиента.
Реферат опубликован: 5/06/2007