Страница: 3/27
В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются (часто путем морального и физического принуждения) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям.
Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубляемый отсутствием к ним внимания и доверия со стороны взрослых, таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений.
Необходимо оздоровление социальной жизни детей и подростков и их внутреннего мира. Это предполагает выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка, построение процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.
Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.
Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в личность — носителя социальных отношений, члена общества, способного взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к таким преобразованиям, он не получает биологических гарантий личностного развития. Личностью надо "выделаться" в процессе социально активной жизни, на уровне современной культуры. Но, чтобы ребенок смог принимать активное участие в общественных событиях и отношениях, он должен быть воспитан, т.е. усвоить данный уровень духовной и материальной культуры.
Сегодня следует учитывать изменение масштабов целостности воспитательного процесса, поскольку сферы духовной культуры, социального образования и воспитания, социальной работы все более органично сопрягаются с социальным пространством и его временными характеристиками. Это конструктивно воздействует на стратегию и технологию образовательно-воспитательного процесса, придает всем субъектам деятельности более устремленную личностно-гуманистическую ориентацию в сферах социальной политики, образования и социальной работы.
Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.
Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20—30-е гг. В 60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.).
На рубеже 70—80-х гг. общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.
Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов — специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа».
Взаимозависимость личности, общества и истории. Очеловечивающая сила истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения духовной жизни людей. Однако в истории есть и разрушительные потенции; овладевая личностью, они производят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает.
Реферат опубликован: 1/03/2010