Страница: 1/39
Содержание
Введение 3
1. Основные результаты аграрных преобразований 1990-1997 гг. . 5
1.1. Тенденции изменений в производстве сельскохозяйственной продукции 5
1.2. Тенденции изменений ресурсного обеспечения сельского хозяйства . 10
1.3. Результаты реформ в социальной сфере села . 13
2. Экономическая среда функционирования аграрного сектора. . 16
2.1. Методы проведения реформ и их экономическое содержание 16
2.2. Изменение ценовой среды . 19
2.3. Финансово-кредитная политика и ее последствия . 22
2.4. Экономическое состояние аграрного сектора Дальнего Востока . 27
3. Предложения по развитию аграрной реформы на Дальнем Востоке 33
3.1. Совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственного производства 33
3.2 Внутрипроизводственные источники стабилизации сельскохозяйственного производства 40
Заключение. 46
Список использованной литературы. . 49
Объектом рассмотрения в данной работе служили экономические процессы, происходящие в аграрном секторе Дальнего Востока в результате реформ, их последствия на примере Амурской области и Республики Саха (Якутия).
В докладе отражены основные результаты аграрных преобразований в регионе за 1990-1997 гг.; проанализировано изменение производственных показателей, раскрыты тенденции изменения посевных площадей, поголовья скота, производства продукции в целом и по категориям хозяйств. Изучено ресурсное обеспечение сельского хозяйства, тенденции движения инвестиций, социальные результаты аграрной реформы.
В работе проанализировано экономическое содержание методов проведения реформ, изменения экономической среды деятельности аграрного сектора. Сделан вывод о закономерности сложившейся ситуации, о том что действующий механизм реформ стал основным препятствием для перехода аграрного сектора к рыночным отношениям. Действующие экономические условия ведут к повышению удельного веса территорий с неблагоприятными условиями, не позволяют формировать единое экономическое пространство. Изменение экономической среды происходит в результате принимаемых на государственном уровне решений.
Разработаны предложения по совершенствованию государственного регулирования сельскохозяйственного производства на основе восстановления дотаций на продукцию скотоводства из федерального бюджета на уровне обеспечивающем безубыточность отрасли в целом по Российской Федерации, на совершенствовании методов поддержания ресурсного обеспечения аграрного сектора, дифференцированного подхода к восстановлению производства на комплексах с промышленной технологией.
Предложен комплекс мер по использованию внутрипроизводственных резервов стабилизации и восстановления сельскохозяйственного производства.Глубина падения сельскохозяйственного производства, ухудшение условий жизни сельского населения на Дальнем Востоке превосходят средние показатели России. Снижаются посевные площади, падает плодородие почв, сокращается поголовье скота и птицы, не восполняются основные фонды и техника; в отдельных территориях региона 100% сельскохозяйственных предприятий убыточны. В регионе не осталось ни одного продукта, производство которого было бы рентабельным. Постоянно растут убытки, неплатежи и задолженность сельскохозяйственных предприятий.
В результате действия диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию для села доход сельского хозяйства перераспределяется в другие сектора. Действие этого фактора будет проявляться еще длительный период, что необходимо учитывать при определении возможностей аграрного сектора.
Более 50% сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных и крестьянских хозяйствах при минимальном использовании техники и средств интенсификации. Усиливается процесс натурализации сельскохозяйственной деятельности, деквалификации работников сельского хозяйства. 1997 год не стал годом положительных сдвигов. Неизменность и ужесточение экономической политики привели к сохранению и усилению отрицательных тенденций.
До сих пор проводимые преобразования в аграрной сфере не поддерживаются самими производителями сельскохозяйственной продукции, не стали основой их поведения, рационального саморазвивающегося процесса. В результате экономических реформ усиливается конкуренция с импортной продукцией. Это ухудшает состояние и перспективы развития сельского хозяйства. Отрицательные последствия наиболее сильно проявляются в регионах с экстремальными условиями.
Все это обусловливает необходимость разработки системы организационно-экономических, финансово-инвестиционных и материально-технических мер, осуществляемых федеральными и региональными властями совместно с производителями сельскохозяйственной продукции, направленных на стабилизацию положения и создание условий для роста сельскохозяйственного производства. Разработка обоснованной региональной аграрной политики позволит объединить усилия регионов и центра, будет способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности агропромышленного производства.
Реферат опубликован: 2/11/2006