Страница: 18/39
Индекс цен на промышленную продукцию и услуги в целом по Российской Федерации в 5 раз превышает индекс цен на сельскохозяйственную продукцию, а на продовольственные товары в 2,8 раза. Доля сельского хозяйства в конечной цене резко упала и составляет от 12 до 40% по отдельным продуктам. Значительная часть дохода, созданная в сельском хозяйстве, реализуется и используется в других отраслях, отрасль теряет его при приобретении ресурсов и продаже сельскохозяйственного сырья.
Снижение инфляции в 1996-1997 годах при отсутствии государственной поддержки аграрного сектора означало закрепление крайне неблагоприятных для сельского хозяйства ценовых соотношений. Особенно неблагоприятные условия сложились на продукцию молочно-мясного скотоводства. Эта отрасль была основной в сельскохозяйственных предприятиях Дальнего Востока. Сельскому хозяйству региона еще в течение продолжительного времени придется работать в условиях диспаритета цен. Поэтому необходима разумная поддержка молочного скотоводства и, прежде всего, на федеральном уровне.
В условиях рынка основной фактор подъема экономики - реальный платежеспособный спрос. С учетом этого необходимо подходить к вопросам формирования ценовой политики и обеспечения доходов аграрного сектора. Размеры дотаций, субсидий должны увязываться с повышением доли сельского хозяйства в конечной цене на продовольствие. Федеральное Правительство и органы исполнительной власти регионов должны проводить ценовую и финансово-кредитную политику, направленную на стабилизацию и поэтапное восстановление аграрного производства на новой социальной, организационной и технической базе.
В странах с эффективной рыночной экономикой финансово-кредитная политика государства ориентируется на обеспечение доходов производителей сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности производства и его концентрацию в районах с наиболее благоприятными условиями. При этом применяются прямые и бюджетные выплаты в виде субсидий и дотаций, государственное финансирование различных программ, развитая система кредитования, обеспечивающая доступ к кредиту.
В России в ходе реформ финансово-кредитная политика постоянно меняется. Но в процессе этих изменений прослеживается устойчивая тенденция ухода государства из экономики. Это увеличивает влияние стихийных факторов, отрицательно сказывается на сельскохозяйственном производстве и усиливает проявление кризиса.
В дореформенный период сельское хозяйство Дальнего Востока значительную часть средств получало в виде надбавок к закупочным ценам. Они составляли 40% к себестоимости сельскохозяйственной продукции по региону, в основных сельскохозяйственных территориях 32-36%, а в северных 57-62%. Выплачивались надбавки из федерального бюджета.
В процессе реформ выплачиваются дотации на отдельные виды продукции и компенсации по отдельным видам ресурсов. Значение этих выплат постоянно снижается. Если в 1990 г. выплаты в себестоимости продукции составляли по Дальнему Востоку 40%, то в 1997 г. 13,6%, а в Амурской области лишь 9% (табл. 24).
Таблица 24 | |||||
Отношение надбавок, дотаций, компенсаций к себестоимости сельскохозяйственной продукции, % | |||||
Территории |
1990 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
ДВ район |
40 |
14,9 |
17,4 |
12,9 |
13,6 |
Республика Саха |
59 |
29,6 |
19,7 |
19 |
19,6 |
Амурская область |
36 |
7,1 |
12,7 |
7,7 |
9,0 |
С 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства была передана на бюджеты регионов, но из-за малой доходной части бюджетов выплаты сократились во всех территориях. Наиболее сильное их уменьшение произошло в основных сельскохозяйственных районах: в Амурской области удельный вес выплат сократился в 4 раза. В этих условиях не эффективность производства, а наличие средств в бюджете определяет уровень поддержки сельского хозяйства. Удельный вес выплат в республике Саха (Якутия) в 1,5 раза превышает средний по региону, в 2,2 раза - в Амурской области.
Реферат опубликован: 2/11/2006